Экономическая наука

7. Рынок инновационных идей

(Светуньков М.Г. Предпринимательство и инновации / М.Г.Светуньков, С.Г.Светуньков. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С.106 - 120)

Итак, первая словесная модель рыночного инновационного процесса готова. Мы знаем, что возникновение инновации происходит в момент регистрации права собственности на новую идею, а завершается инновационный процесс внедрением инновации в фирму, которая тем самым повышает свою конкурентоспособность. Но между этими двумя участниками находится ещё как минимум и третий участник, который приобретает право собственности на идею у её автора (или право на её использование), материализует её в виде, удобном для внедрения, и продаёт её той организации, для которой эта инновация будет способствовать повышению конкурентоспособности.

Упрощая структуру рыночного инновационного процесса до трёх участников, акцентируем внимание на третьем участнике инновационного процесса, на которого ложатся непростые задачи:

  • понять, в чём суть инновационной идеи,
  • организовать опытно-конструкторские работы, с помощью которых инновационная идея будет материализована. Для этого необходимо привлечь необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы,
  • используя инструменты маркетинга, найти потребителей этой материализованной идеи и продать её.

Поскольку сам инновационный процесс уникален, как уникальна каждая инновационная идея, это не может быть постоянно действующее предприятие, которое занимается тем, что закупает новые идеи, обрабатывает их и запускает в массовое производство. Задача стоит чаще всего так: довести инновационную идею до уровня, пригодного для внедрения и продажи, после чего права собственности на материализованную инновационную идею переходят к потребителю. Иногда, правда, бывают и более редко встречающиеся задачи – на основе новой идеи организовать постоянно действующее производство нового товара. Тогда возникает собственное производство инновационного продукта (производство ПК, например, или программного продукта).

В любом случае этим участником рынка осуществляется организация некоторого производственного процесса уникального производства одного или нескольких продуктов с привлечением трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Принципиально важно то, что инициатива по созданию такой организации может исходить из двух источников:

  1. предпринимательская инициатива;
  2. заказ крупной корпорации, банка или фонда.

В первом случае мы имеем предпринимательский процесс регулирования инноваций; во втором – директивный процесс.

В первом случае предприниматель на свой страх и риск, оценивая возможную прибыль, осуществляет эту деятельность, во втором – бизнесмен на выделенные средства организует эффективное производство, рискуя, разве что, собственной карьерой.

Предпринимательский инновационный процесс осуществляется в условиях отсутствия детерминанты спроса – спрос на свою инновационную продукцию предприниматель оценивает с предположительных, возможных позиций. При этом он работает в условиях состязательности с автором идеи, с одной стороны, и потребителями его продукции – с другой. В этой ситуации возможна конкурентная борьба на инновационном рынке, если другие предприниматели готовы потребителям предложить аналогичный инновационный продукт или продукт, иначе удовлетворяющий потребность потребителя в формировании сильных конкурентных способностей на его рынке. О конкуренции на рынке инноваций – разговор особый и здесь не рассматривается. Поскольку инициатива по созданию инновационного продукта принадлежит предпринимателю, а не государству, то чаще всего она нацелена на удовлетворение нужд многочисленных хозяйствующих субъектов.

Административная машина государства не способна гибко реагировать на предложения инновационных предпринимателей, пусть даже их предложения, например, в области вооружения на порядок превосходят имеющиеся; получить со стороны бюрократических структур разрешение на покупку инновации ему будет чрезвычайно сложно. Поэтому рынок предпринимательских инноваций, будем этот рынок называть так, представляет собой рыночный оборот таких инноваций, которые нацелены на удовлетворение потребностей в новшествах производителей-предпринимателей, работающих в условиях конкурентной борьбы.

Рынок предпринимательских инноваций будет развитым в том случае, когда есть спрос на инновационный продукт со стороны тех предпринимателей, которые в конкурентной борьбе прибегают к инновациям, как инструменту победы в этой борьбе. Они, внедряя инновации на своих производствах, начинают производить продукцию, отличающуюся от продукции конкурентов по своему качеству, по цене, новыми потребительскими свойствами, наконец. Это означает, что многообразие форм и способов удовлетворения потребностей простых жителей страны определяется именно развитостью рынка предпринимательских инноваций. В тех странах, постсоветского пространства в основном, где бюрократический механизм чиновничьей номенклатуры душит предпринимательскую инициативу, многообразные потребности населения удовлетворяются не полным образом. Наоборот, экономически развитыми являются страны с либеральной структурой управления и конкурентная борьба, не сковываемая чиновничьим произволом, способствует развитию рынка предпринимательских инноваций.

Директивный инновационный процесс осуществляется по заказу некоторого крупного потребителя, который чётко задаёт параметры новшества. И здесь инновации способствуют росту конкурентоспособности заказчика, и в этом случае потребности в инновациях возникают в ходе конкурентной борьбы. Но эта конкурентная борьба ведётся на макроуровне. Крупным потребителем выступают корпорации и государственные структуры. Это означает, что уровень иерархии конкурентной борьбы таков, в результате чего официальный заказ на выполнение инновационного заказа, его финансирование проводятся так, чтобы возможные конкуренты не узнали о результатах инноваций прежде, чем они будут внедрены. Такие скрытые от посторонних глаз инновации возможны либо в рамках собственных подразделений крупных корпораций, осуществляющих НИИ и ОКР, секретность которых осуществляется силами служб безопасности: либо в рамках государства, если заказчиком выступает государство, и тогда секретность инновационного процесса обеспечивают соответствующие государственные службы.

В самом процессе директивных инноваций возможны элементы конкуренции, например, размещение заказа на конкурсной основе между несколькими фирмами и др. И цены в данном случае определяются в результате организованных торгов в самых разнообразных формах. Поэтому и директивный инновационный процесс также по форме принимает рыночный вид. Но этот тип рынка инноваций, как видно из вышеизложенного, существенно отличается от рынка предпринимательских инноваций. Поэтому будем называть его рынком директивных инноваций.

Теперь понятно, что рынок инноваций состоит из двух типов рынка – рынка предпринимательских инноваций и рынка директивных инноваций, причём границы между ними ощутимы, но они, конечно же, взаимосвязаны. Открытия и изобретения в космической отрасли, например, через некоторое время внедряются в практику других отраслей хозяйства страны.

Это говорит о том, что и конкурентная среда рынка инноваций определяется не только тем, что происходит на каждом типе рынка инноваций, но и тем, насколько эти два рынка способны к взаимному проникновению.

Современная экономическая наука предлагает в части теории инноваций исключительно акцентировать внимание на директивный рынок. Кроме того, в современных изданиях, посвящённых государственному регулированию инноваций, не осуществляется выделение мероприятий, посвящённых исключительно предпринимательскому или административному процессу. Именно это создаёт ощущение сумбура, во-первых, и не позволяет увидеть систему регулирования в целом, во-вторых, поскольку направленность мероприятий различна, также как и их эффективность.

Анализ государственных мероприятий, по крайней мере в нашей стране, нацелены исключительно на регулирование директивных инноваций.

Многочисленные Фонды и технопарки ориентированы на то, чтобы способствовать реализации разработок российских учёных в практику, вне зависимости от того – есть на них спрос или нет. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда очень важные, улучшающие нашу жизнь открытия российских учёных так и не внедряются в практику. Всё очень просто – в большей части промышленности и сельском хозяйстве страны нет реальной конкуренции, потому и нет спроса с их стороны на подобные инновации. Кроме этого, нет класса инновационных предпринимателей, которые готовы стать посредниками между учёными и промышленниками. И это объясняется тем, что главная задача предпринимателя – получить максимум личной прибыли, а рынок инноваций, рискованный сам по себе, в случае российской экономики таких прибылей не даёт.

Отмечая важность усилий правительства по поддержке рынка директивных инноваций, следует отметить, что никакого инновационного пути развития экономики России не будет, если не поддерживать рынок предпринимательских инноваций и не стимулировать инновационное предпринимательство. Для того чтобы понять, как это надо делать, построим модели двух рынков - рынка инновационных идей и рынка инновационного продукта. И на том, и на другом рынке предприниматель выступает основной фигурой, поэтому использование таких моделей позволит нам решить основную задачу.

Ранее структура рынка была схематически представлена так: некоторый человек (группа лиц) на основе имеющихся у него знаний об окружающем мире генерирует новую идею о том, как использовать это знание для удовлетворения некоторых потребностей общества. Эту идею о новом способе удовлетворения какой-либо потребности он регистрирует официальным образом и получает право собственности на эту инновацию. Инновация на этой стадии имеет форму идеи.

Далее - предприниматель приобретает у собственника идеи право на её использование, материализует инновацию в опытный образец и начинает искать покупателя технологии по использованию инновационного продукта. Поскольку инновация удовлетворяет некоторую новую потребность, или предлагает более эффективный способ удовлетворения уже имеющейся потребности, потребитель инновационного продукта оценивает экономический эффект от инновации и готов приступить к торгам за право обладания инновацией. Потенциальный покупатель торгуется с предпринимателем, договаривается о цене и приобретает готовый к использованию инновационный продукт.

Эта простая схема двухуровневого рынка предпринимательских инноваций. На реальных рынках встречаются ситуации большего количества уровней прохождения инновации от идеи до конечного продукта, но для поставленных задач научного исследования двухуровневый рынок предпринимательских инноваций представляется вполне приемлемой моделью.

Поскольку любая модель представляет собой результат абстрагирования (идеализацию мы принципиально отвергаем), то следует, прежде всего, очертить ту совокупность свойств, которая нами принимается как важнейшая.

С позиций изучения экономических аспектов поведения каждого участника рынка, а также роли государства для эффективного регулирования этим рынком, нам важно выяснить мотивы и особенности их поведения. Начнём с изобретателя. Необходимо для построения модели его поведения выяснить:

  • на основе чего этот участник рынка производит свой продукт (идею),
  • что является побудительным мотивом для этого и какие затраты он несёт,
  • при каких условиях это производство максимально благоприятно,
  • какие экономические интересы движут им в процессе торгов с предпринимателем-покупателем права на использование идеи.

Для упрощения дальнейших рассуждений назовём рассматриваемого участника рынка - производителя инновационной идеи, - изобретателем. Понятно, что в этой роли могут выступать и коллективы авторов, и отдельные личности, но мы будем говорить об этом участнике рынка как об элементе системы. Итак, изобретатель выдвигает новую идею. В нашей модели рынка будем называть для определённости эту новую идею изобретением, понимая, что разнообразие форм новых идей вовсе не сводится только к изобретению в узком смысле этого слова.

В отличие от всех других рынков (рынков потребительских товаров и услуг, рынков товаров промышленно-производственного назначения) в основе производства этого продукта, изобретения, не лежит, чаще всего, физический труд. Действительно — парикмахер, булочник, сантехник, промышленник, художник, музыкант и т.п., - предлагают на рынке свои услуги или товары, на производство которых затрачен физический труд. При этом количество товара и его стоимость, как правило, определяются количеством затраченного труда. По крайней мере, затраты труда являются нижней границей при ценообразовании таких товаров.

Изобретение не всегда является результатом физического труда, чаще всего – результатом умственной деятельности человека. В целом существует зависимость между количеством накопленного знания и количеством изобретений, хотя, конечно, встречаются случаи, когда люди, не обладающие высокой квалификацией, совершают изобретения. Но такие случаи со всей очевидностью можно отнести к некоторой дисперсии относительно явно наблюдаемой закономерности - чем более высока квалификация человека, тем в большей мере он способен к изобретательству. Люди с невысокой квалификацией в своём стремлении к изобретательству из-за отсутствия должного объёма знания чаще всего изобретают очередной «велосипед».

Само изобретение возникает как результат познания человеком окружающего его мира. В процессе познания человек соотносит накопленное поколениями знание с законами окружающего его мира. Поскольку накопленное знание есть результат субъективного отражения свойств и закономерностей развития окружающего мира, то в процессе построения теорий, объясняющих этот мир, учёные разных поколений прибегали к абстрагированию - отвлечению от несущественных на их взгляд свойств, в ходе которого многие реальные свойства явлений и некоторые законы не изучались и не включались в багаж накопленного знания. Именно поэтому в любом научном направлении есть некоторая «проторённая» отцами-основателями дорога, по сторонам которой есть множество маленьких «незнаний». Для того чтобы наткнуться на это маленькое «незнание» и, изучив его, предложить изобретение в данной нише, необходимо, прежде всего, глубокое знание той самой «проторённой научной дороги», что позволяет разглядеть учёному неизученные научные ниши. Хотя нельзя и исключать случайное попадание неквалифицированного исследователя в эту научную нишу, но такие случаи опять-таки случайны. Вывод здесь однозначен - чем более высок образовательный уровень общества, тем большее количество изобретений в нём генерируется.

По одному показателю - количеству полученных патентов на 1 млн. населения страны - мировым лидером является Япония (2 884 патента на 1 млн. японцев) . В первую пятерку также входят Южная Корея (2 189), США (645), Германия (587) и Австралия (479). Для России этот показатель равен 160-ти, что превосходит среднемировой уровень (148), но далёк от лидирующих позиций. В Беларуси на 1 млн. жителей приходится 108 патентов, в Украине - 68. Для сравнения: Великобритания - 320, Франция - 236, Израиль - 227, Италия - 111, Китай - 51. Как отмечают специалисты, за последние 10 лет уровень изобретательской активности в России снизился на 90%.

Итак, первый фактор, оказывающий влияние на количество изобретений и их содержание, на инновационный процесс в целом, является уровень образования в обществе. Он формируется как со стороны государства, так и со стороны самого общества, готового оплачивать при необходимости образовательные услуги. Ничего нового в этом утверждении нет, о необходимости реальной поддержки высшего профессионального образования в России не на словах, а на деле твердят всё отечественные учёные, занимающиеся как в области инновационного развития, так и в области экономики образования.

Уровень образования общества является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы в обществе были созданы условия для генерации изобретений. Изобретатель, обнаружив, что в некотором научном знании имеется пробел, на который учёные раньше не обращали особого внимания, начинает изучать ранее не изученный объект или свойство. А для этого ему мало иметь развитую систему знаний - ему необходимы инструменты научного исследования.

В конце - концов, он выдвигает гипотезы, которые нуждаются в экспериментальной проверке, поскольку умозрительное обоснование имеет некоторую доказательную силу, но только в гуманитарных науках, где научное знание строится эмпирико-дедуктивным путём, а не гипотетико-дедуктивным. Поэтому учёный (изобретатель) без развитой материально-технической базы научных исследований не может получать новое научное знание - он может только генерировать научные гипотезы. Поскольку научные гипотезы носят предположительный характер, они не расширяют научную базу теории до тех пор, пока не будут проверены.

Значит, изобретателю нужна экспериментальная база, с помощью которой он может проверять свои гипотезы и получать новое научное знание. Какой может быть эта экспериментальная база? В древности и в средние века - это были собственные мастерские учёных и изобретателей (алхимиков, например), в эпоху ренессанса и последовавшие за ней годы - мастерские, создаваемые за счёт средств правящих кругов, промышленных магнатов и государства. Сегодня такие экспериментальные базы в разных странах построены по разным схемам. В США она находится в основном в университетах, в бывшем СССР и в нынешней России - находится в институтах Академии наук и ведущих вузах страны. С позиций нашего исследования не столь важна форма этих экспериментальных баз (лаборатории, НИИ, НИЦ и т.п.) и их собственности (государственная, частная, общественная и др.), сколько их наличие и размеры. Довольно сложно оценить уровень материального оснащения научных исследований, поскольку стоимость оборудования не всегда коррелирует с его прогрессивностью, а ведь именно последнее определяет результативность исследования с позиций получения нового знания.

Наличие материальной базы - необходимое, но не достаточное условие возможности проведения научных исследований для проверки научных гипотез. Опыт России и большинства республик бывшего СССР с 1992 год по настоящее время подтвердил гипотезу о том, что учёным нужно платить хорошую зарплату для того, чтобы они выдавали научный результат. Ещё по инерции российская наука выдаёт в отдельных направлениях новые научные результаты, но их поток на глазах скудеет - даже самый углублённый в себя учёный, пренебрегающий условностями общества в отношении одежды и условий жизни, не может пренебрегать очевидной потребностью в еде и хоть какой-либо одежде и жилье. Та оплата труда, которую правительство в эти годы устанавливала для учёных, даёт возможность сносно питаться и посредственно одеваться, но не обеспечивает реализацию потребности в жилье. Если же отрешиться от образа учёного-отшельника, а обратиться к вполне реальному образу учёного человека, включённого в социум и желающего занять достойное место в этом социуме, то мы поймём, что имеющийся уровень оплаты труда учёного не соответствует этому желанию. Именно поэтому количество учёных в России, начиная с 1992 года, уменьшилось почти в два раза, и прирост числа учёных после 2000 года незначителен.

Следует отметить, что за период с 1990 по 2003 год количество научных и проектных организаций сократилось в 7.8 раза, конструкторских бюро - в 3.6 раза, научно-технических подразделений на промышленных предприятиях - в 1.8 раза. В 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело фактически к отмиранию понятия «отраслевая наука». Средний возраст работающих в науке превысил 60 лет. Эмигрировали более 800 000 научных сотрудников в основном из области технических и естественных наук, обескровив реальный сектор. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов. По подсчётам экспертов ООН, отъезд за рубеж человека с высшим образованием наносит стране ущерб размере от 300 тысяч до 800 тысяч долларов.

Оплата труда учёных определяется уровнем государственных средств и средствами, получаемыми учёными за счёт научных фондов или иных негосударственных структур при выполнении учёными исследований, поддержанных грантами. Нет смысла здесь указывать на низкий уровень оплаты труда российских учёных. Вышеприведённая статистика, являющаяся следствием этого, наиболее показательна.

Тот уровень оплаты труда и те затраты, которые позволяет себе государство на финансирование науки, полностью соответствуют той отдаче, которую демонстрируют российские учёные и изобретатели.

Итак, с основными факторами, которые способствуют появлению такого продукта как изобретение и факторами, способствующими максимальному благоприятствованию изобретательства, мы разобрались. Существенные финансовые потоки в образование и науку – необходимые условия инновационного развития, но – не достаточные.

Для того чтобы определить достаточные условия для инновационной активности, следует выяснить роль изобретателя на инновационном рынке как автора научной идеи - изобретения.

Сделав изобретение, изобретатель получает документ, закрепляющий за ним право собственности на изобретение. Он появляется на рынке как продавец права собственности на изобретение. Каково его поведение на рынке как производителя товара?

Если обратить внимание на рекомендации экономической теории, там производитель товара представляется в виде участника рынка, на поведение которого влияют две составляющие:

  1. его власть на рынке в условиях конкурентной борьбы (монополия, олигополия и т.п.),
  2. затраты, которые он несёт в зависимости от объёма производства (в экономической теории - предельные затраты).

Можем ли мы как-нибудь трансформировать эту модель на наш случай?

Изобретение может быть оригинальным, и не иметь аналогов на рынке изобретений, либо оно может способствовать решению некоторой задачи несколько иначе, чем это предлагают иные изобретения. То есть - изобретение может иметь конкурентов, а может и не иметь их. Или, говоря в терминах экономической теории - рынок изобретения может быть однородным, а может быть и неоднородным. В теории конкуренции показывается, что конкуренция способствует снижению цены на предлагаемый товар и улучшению качества товара. Это ли происходит в случае рынка изобретений? Качество товара, идеи, вряд ли изменится от наличия или отсутствия конкурентов. А вот на способность торговаться по цене уровень конкуренции влияет - чем больше изобретений одного и того же рода предлагается на рынке, тем в меньшей степени изобретатель готов завышать цену на изобретение.

Но как определить цену на изобретение? Поскольку в данном разделе рассматривается рынок предпринимательских инноваций и государство на этом рынке как активный участник не присутствует, то цена определяется рыночным механизмом, в том числе и способностью изобретателя торговаться с предпринимателем.

Конечно, продавая предпринимателю своё изобретение, или, иначе говоря, право на использование изобретения, изобретатель, задаёт цену с учётом окупаемости затрат своего труда и труда своих коллег, если это изобретение - коллективный труд. Возможно, он вкладывает в цену и другие эксплуатационные расходы - эти затраты представляют собой минимальную границу цены. Но изменение какого фактора влияет на цену? В экономической теории такой фактор определён - рост объёма предложения изменяет цену предложения. Но представить себе ситуацию, когда изобретатель предлагает одно изобретение по некоторой цене, а при закупке сразу нескольких изобретений одного и того же рода представляет скидку, вряд ли возможно. На способность изобретателя торговаться оказывают влияние исключительно его знание уникальности изобретения, то есть - знание того, есть ли конкурирующие изобретения и какова их цена.

Если изобретение не имеет аналогов, цена на него может повышаться в зависимости от того, сколько предпринимателей готово вступить в конкурентную борьбу друг с другом за это изобретение с целью дальнейшего преобразования его в инновационный товар.

Если изобретение удовлетворяет некоторую потребность иначе, чем другие изобретения, предлагаемые на рынок, то цена на него будет определяться с одной стороны ценами на изобретения - аналоги, а с другой стороны - наличием конкурентной борьбы среди предпринимателей на этом рынке.

Поскольку ситуация на рынке характеризуется конкуренцией со стороны изобретателей и конкуренцией со стороны предпринимателей, то возможно использование перекрёстной классификации для выделения возможных типов рынка изобретений. Поскольку нашей задачей не является тщательное изучение всех возможных типов рынка изобретений, а только определение общих характерных тенденций и закономерностей, можно обойтись двумя крайними позициями по каждому из классифицирующих признаков - количество изобретений может быть много, или оно может быть одно; количество предпринимателей может быть много или он может быть один. Таким образом, выделяется четыре типа рынка.

Первый из рассматриваемых типов рынка назван «двусторонней монополией» - когда на рынке имеется только одно изобретение данного типа, и готовность приобрести его либо в силу специфики изобретения, либо в силу специфики рынка и доступа на него изъявляет только один предприниматель. Равновесие на таком рынке наступает не иначе как к обоюдовыгодному положению, то есть, на этом рынке имеется равновесие Нэша. Точка равновесия, которая определяет выигрыш сторон, или, иначе говоря, определяет цену изобретения, зависит от нескольких факторов, в первую очередь – от осведомлённости участников этого типа рынка в потребности общества в этом изобретении. С позиций инновационного развития страны это не самая лучшая ситуация, поскольку процесс достижения равновесия на рынке инновационной идеи может длиться довольно долго.

Изобретатель заинтересован поскорее продать своё изобретение с тем, чтобы получить за него вознаграждение, это с одной стороны, и каждый изобретатель заинтересован в том, чтобы его изобретение было внедрено (для этого изобретение и совершается), это - с другой стороны. Кроме того, сделав изобретение и реализовав одну свою творческую идею, изобретатель, как правило, начинает работать над реализацией следующей творческой идеи. Ценность уже сделанного изобретения со временем становится для самого изобретателя всё меньшей и меньшей. Всё это свидетельствует в пользу того, что со временем ценность изобретения, выраженная в его денежном эквиваленте, уменьшается.

Предприниматель понимает, что приобретение прав на данное изобретение позволит ему, материализовав изобретение, выгодно продать его тем потребителям, которые с помощью инновации собираются победить в конкурентной борьбе. Поэтому, чем больше он тянет с приобретением права собственности на изобретение, тем дальше от него так желаемые прибыли. Поэтому с течением времени желание приобрести изобретение у него возрастает, что соответственно приводит к росту цены спроса. Но это возрастание не может длиться до бесконечности - предпринимательская инициатива ищет выхода, и потерпев неудачу с приобретением на рынке этого товара, предприниматель может уйти на этом же рынке к более сговорчивому покупателю другого изобретения, или вообще - уйти на другой рынок.

Совместив на графике изменения цены предложения изобретения, изменяющейся во времени, и цены спроса, также изменяющейся во времени, мы получим некоторую графическую модель ценообразования на рынке изобретений в условиях двусторонней монополии (рис. 2 будет размещён позже).

Из рисунка видно, что во времени имеются две точки, когда ценовые ожидания изобретателя и предпринимателя совпадут. Первая точка (в момент времени t1), наблюдается в самом начале появления изобретения на рынке, до которой изобретатель ещё переоценивает свой товар, а предприниматель ещё не увидел всей выгодности приобретения изобретения.

Вторая точка (в момент времени t2) находится в ситуации, после которой изобретатель готов продать товар хотя бы за какие-либо деньги, но предпринимателю это изобретение уже не столь интересно, он нашёл альтернативу своим предпринимательским интересам.

Промежуток между точками t1 и t2 является временем, когда и продавец идеи, и её покупатель будут удовлетворены любым решением, которое лежит внутри области, очерченной сверху пунктирной линией, а снизу - сплошной линией, например, точкой А. Цена покупки-продажи изобретения РА выше, чем ожидает изобретатель, и ниже, чем готов купить предприниматель. Обоюдная выгода здесь очевидна. Расположение точки в этой области, конечно, определяется множеством конкретных деталей – возможностью проникновения на рынок конкурентов, состоянием конъюнктуры рынка в целом, умением торговаться каждой стороной и т.п.

Вторая из рассматриваемых структур рынков, названа рынком изобретателя. Ситуация этого типа структуры рынка характеризуется огромным количеством предпринимателей, готовых конкурировать друг с другом за изобретение, которое на рынок предлагает только один продавец. Ситуации вполне возможны в реальной ситуации, когда изобретение столь интересно, что может использоваться сразу в нескольких сферах экономики и инновационные предприниматели, работающие в этих сферах, стремятся приобрести право на изобретение с тем, чтобы реализовать его в виде инновационного продукта и получить эксклюзивные прибыли.

Поскольку рыночная власть в этом случае находится у изобретателя, он «играет» на повышение цены до тех пор, пока не останется на рынке тот предприниматель, который готов купить это изобретение по высокой цене.

Графическая модель этой структуры рынка ничем не отличается от рассмотренной выше. Поэтому графическая модель рис. 1. будет в дальнейшем принята за базовую модель. Но, поскольку рыночная власть на стороне изобретателя, то и цены, которые сложатся в результате торгов, будут находиться ближе к пунктирной линии, отражая более высокую цену за изобретение и большую выгоду для изобретателя. Поскольку спрос на изобретение довольно высок, акт купли-продажи изобретения произойдёт раньше точки А.

Третий тип структуры рынка изобретений – рынок предпринимателя. Ситуация на таком типе рынка характеризуется тем, что изобретателей, предлагающих относительно однородный товар, то есть, такое изобретение, которое бы удовлетворяло одну и ту же потребность, довольно много - разные формы велосипедов, например. А вот предприниматель, готовый, купив изобретение, реализовать его в инновационный продукт, на рынке один. Это – наихудшая ситуация для рынка изобретений. Предприниматель, обладая рыночной властью, будет из всех возможных вариантов изобретений выбирать самый дешёвый и, вероятно, не самый лучший. Именно такой вариант, в несколько искажённой форме, конечно, и был характерен для бывшего СССР. Там, правда, не было рыночного механизма в полном объёме, государство устанавливало цену за изобретение и не каждое из них покупалось. Правда, учёные-изобретатели, не реализовавшие государству свои изобретения, продолжали работать в этой сфере, получая хорошие зарплаты, но морального удовлетворения не получали. Поток разнообразных изобретений был не востребован народным хозяйством и многие из них, опередив своё время, были использованы в дальнейшем другими странами мира.

Применительно к рыночной экономике, множество изобретателей, не реализовав свои научные идеи и изобретения, покидают рынок, поскольку они могут получить средства к существованию через продажу своих изобретений, а это не происходит. Поскольку в современной России крайне редки предприниматели в инновационной сфере, то она сегодня имеет рынок инновационных идей именно этого третьего типа. Раз так, то вполне понятно сокращение учёных, работающих в сфере науки и понятно, почему молодые энергичные учёные предпочитают работать в сфере реального бизнеса, а не в сфере науки – результаты их научного труда не будут реализованы, поскольку на рынке со стороны спроса работают единицы инновационных предпринимателей.

Четвёртый тип рынка инновационных идей – это рынок, на котором много изобретателей и много предпринимателей. Рынок этого типа назван конкурентным. Поскольку рынок однороден и изобретатели предлагают изобретения, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но разными способами, предприниматели готовы, работая в разных сферах, выбрать то изобретение, которое наилучшим образом способствует именно инновациям в их сфере. А это в свою очередь означает, что многообразные потребности общества удовлетворяются многообразными способами. Инновации пронизывают все сферы общественного развития, а значит, государство, имеющее такие рынки инновационных идей, способно идти по инновационному пути.

Поскольку именно этот путь развития экономики России президентом страны заявляется как магистральный, посмотрим, исходя из построенных моделей, на условия и факторы, которые способны перевести российский рынок инновационных идей из состояния структуры «рынок предпринимателя» в состояние структуры «конкурентный рынок».

В настоящий момент количество изобретателей, работающих на российском рынке, довольно значительно. Если говорить о стимулирующих мероприятиях, нацеленных на увеличение их числа, то эти задачи носят характер стратегической перспективы. В данном разделе разговор идёт о текущей ситуации – как перевести экономику России на путь инновационного развития в настоящее время, а не в будущем.

Сегодня стимулировать рост числа изобретателей и учёных для этой цели нет необходимости. А вот отсутствие должного количества предпринимателей, работающих на инновационном рынке, требует серьёзного вмешательства со стороны государства. Необходимы меры стимулирующего характера, способствующие привлечению предпринимателей в эту сферу.

Стандартный набор «поддержки» малого и среднего инновационного предпринимательства в современной России сводится, преимущественно к следующему: а) обучение предпринимателей азам экономики (например, тренинги «начни своё дело»), б) обеспечение по кредиту отдельным фирмам, в) компенсация процентной ставки по займам, г) микрофинансирование, д) инновационные займы на ограниченную сумму (например, в Свердловской области - до 500 тысяч рублей), е) компенсации на оплату госпошлин и некоторые другие.

Понятно, что с позиций выводов и рекомендаций модели рынка инновационных идей для стимулирования развития этого рынка эти мероприятия не являются достаточными, а некоторые из них, например, тренинги, и вовсе бесполезны.

Для ответа на вопрос о том, какими же должны быть меры стимулирования рынка инновационных идей, следует более тщательно, чем прежде, определить особенности этого рынка.

Во-первых, товар, вращающийся на этом рынке, уникальный и суть этого товара может понять только человек образованный. Пока что в России хватает среди предпринимателей людей с высшим образованием, поэтому это условие выполняется.

Во-вторых, рынок инноваций есть рынок с высоким уровнем риска. Предприниматель готов рискнуть, но исключительно ради того, чтобы получить максимально возможную прибыль. Высокие риски отпугивают российских предпринимателей, поскольку, например, в области купли-продажи риски существенно меньше. Поэтому государство должно взять на себя существенную часть нагрузки по страхованию инновационного бизнеса. На первых порах перехода от «рынка предпринимателя» к «конкурентному рынку» есть смысл создать государственную страховую компанию, убыточную по определению, но покрывающие риски инновационных предпринимателей. Ставка страхования для инновационных предпринимателей должна быть незначительной и, по крайней мере, в несколько раз меньше, чем на других рынках. Такая льгота привлечёт предпринимателей на рынок инноваций.

В-третьих, рынок инновационных идей может приносить высокие прибыли, а может и не давать их. В условиях, когда спрос на инновации со стороны хозяйствующих субъектов мал, высоких прибылей инновационные предприниматели не получат. И даже от тех инновационных проектов, которые будут успешны, придётся предпринимателю отдавать часть прибыли в виде налогов. Поэтому для привлечения инновационных предпринимателей в эту сферу, следует и вовсе освободить их от уплаты налога на прибыль. И делать это не на год или два, а на всё время инновационного развития. Конечно, налоговые поступления в бюджет от них будут за счёт подоходного налога. А если полученную прибыль предприниматель пустит на свой доход, то и уплатит с этой прибыли 13% налога. Поэтому такая мера на объём налоговых поступлений особенно не повлияет.

Эти условия будут стимулировать развитие инновационного предпринимательства и, в частности, развитие рынка инновационных услуг.

Теперь самое время перейти ко второму уровню рынка предпринимательских инноваций, а именно – к рынку инновационного продукта.

5.Инновации и инновационная деятельность

6. Рынок инноваций

8. Рынок инновационного продукта

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).