Экономическая наука

8. Рынок инновационного продукта

(Светуньков М.Г. Предпринимательство и инновации / М.Г.Светуньков, С.Г.Светуньков. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С.120 - 124)

На этом рынке встречаются два типа участников. Первый тип - инновационные предприниматели, которые, приобретя право на изобретение, довели его до товарного вида. Второй тип - те хозяйствующие субъекты, которые в поисках факторов конкурентного преимущества, исчерпав все возможности, обращаются к инновациям, и выступают на этом рынке как потребители.

Вновь следует указать на то, что товар уникален и способствует удовлетворению некоторой потребности. Впрочем, любая потребность, как известно, может быть удовлетворена разными способами, поэтому возможно, что на рынке инновационного продукта обращается несколько его разновидностей одного типа.

Прежде всего, рассмотрим поведение первого участника этого рынка , а именно - продавца инновационного продута – инновационного предпринимателя. Купив инновационную идею, предприниматель: привлекает необходимы трудовые, финансовые и материальные ресурсы, организовывает производство и доводит изобретение до товарного вида, материализуя изобретательскую идею.

Придав инновации товарную форму, инновационный предприниматель понёс соответствующие затраты, которые вместе со стоимостью права на идею составляют ту нижнюю границу цены С, ниже которой предприниматель продавать товар ни за что не станет – это себестоимость производства опытного образца. Но это производство предприниматель затевает вовсе не для того, чтобы удовлетворить свою жажду к новому, и не для того, чтобы испытать блаженство от риска затеи, и даже не для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал. Он делает это ради получения прибыли, поэтому к полученным затратам он прибавляет размер предполагаемой прибыли. Цена предложения с учётом прибыли определяется предпринимателем, исходя из собственной силы торговаться, то есть – с ориентиром на поведение возможных конкурентов. Фактор времени здесь, судя по всему, не играет столь важной роли, как в случае рынка инновационной идеи.

Цена предложения Pi, таким образом, зависит от уровня конкурентной борьбы Li со стороны инновационных предпринимателей. Указанную зависимость можно в качестве первого упрощённого приближения представить в нелинейной форме (рис.2)

В том случае, когда конкурентная борьба со стороны предложения инновационного товара отсутствует, то есть - Li=0, цена предложения достигает максимального уровня Pi0. Измерение уровня конкурентной борьбы – дело особое и в этом разделе не рассматривается.

Теперь необходимо рассмотреть спрос на опытный образец инновационного продукта, который возникает со стороны предпринимателей или бизнесменов, работающих на самых разнообразных рынках. В любом случае потребность в новшествах возникает только тогда, когда старые способы производства, технологии или продукты не позволяют получать желаемые результаты рыночной деятельности, в первую очередь, конечно, высоких прибылей.

Монополист получит высокие прибыли и без внедрения инноваций – повышением цены, например. Поэтому и спрос с его стороны на инновации отсутствует, ведь внедрение инноваций – это затраты (на приобретение и их внедрение) не только денежных средств, но и труда, в том числе, и труда руководителя. Если прибыль можно получить, не прибегая к этим затратам, то ради чего их нести? В том случае, когда ценовые возможности для получения прибыли ограничены, рассматриваемый второй тип участника этого рынка вынужден для победы в конкурентной борьбе предлагать нечто новое потребителям – либо новый товар, либо товар с улучшенными свойствами, либо внедрять новые технологии, позволяющие производить старый товар дешевле и за счёт снижения себестоимости получать дополнительную прибыль.

Следовательно, чем сильнее конкурентная борьба на рынке, тем больше спрос на инновации со стороны участников конкурентной борьбы. Тем чаще они обращаются на рынок инноваций за опытными образцами и тем выше спрос на инновационный продукт. Эту зависимость спроса от уровня конкурентной борьбы можно изобразить в форме соответствующей графической модели (рис. 4).

Поскольку по вертикальной оси рис. 3 и рис. 4 откладывается одна и та же величина – цена за инновационный продукт Pi, а по горизонтальной оси каждого рисунка – различные состояния конкуренции как на рынке продавцов инновационного товара Li, так и на рынке покупателей инновационного товара Lj, то совместить эти две модели можно исключительно в трехмерном пространстве, осями которого выступают эти три переменные. На рис. 5 изображён первый этап построения этой модели.

В отличие от того, как в экономической теории принято моделировать рыночное взаимодействие с помощью пересекающихся кривых спроса и предложения, наша модель представляет собой поверхность в пространстве. Для понимания того, как она будет расположена в пространстве, нанесём граничные линии – рис. 3 и рис. 4.

Рыночное взаимодействие по поводу инновационного продукта возникает в тот момент, когда и продавец, и покупатель работают в одинаковом ценовом диапазоне. Поэтому окрестности нулевой точки, которая характеризует отсутствие конкуренции, как со стороны производителя инновационного продукта, так и со стороны потребителя, в это рыночное взаимодействие не попадают.

Рыночное взаимодействие, безусловно, происходит, когда спрос на инновации достигает своего максимального значения – при самом высоком уровне конкурентной борьбы. Поэтому сдвинем кривую A параллельно самой себе вправо в эту область максимального спроса (рис. 6) до пересечения с крайней точкой кривой спроса на инновации B. Данная линия А характеризует крайнее расположение точек модели рынка инноваций. Множество точек, ограниченных поверхностью между линиями A, B и плоскостью себестоимости С, и представляет собой область рыночного взаимодействия.

Опираясь на эту модель, можно сделать такие выводы относительно моделируемой ситуации.

• Рынок инновационного продукта существует только в том случае, когда среди потенциальных потребителей существует довольно значительная конкуренция. Этот вывод определяется наличием ограничения модели в форме плоскости себестоимости, которая на рис. 5 располагается параллельно плоскости уровней конкуренции Li, 0, Lj. Это ограничение отсекает ту часть спроса по цене, которая при низкой конкуренции среди потребителей находится в зоне ниже себестоимости. Если государство заявляет о желании инновационного развития, оно должно обеспечить наличие конкуренции на всех рынках страны. Монополия или олигополия на рынках означают отсутствие спроса на инновации.

• При высокой конкуренции между инновационными предпринимателями и при высокой конкуренции со стороны покупателей (рынок чистой конкуренции) цены на инновационный продукт минимальны. Это как раз та часть поверхности рыночного взаимодействия, которая находится в самой близкой к читателю части рисунка. Она характеризуется низкими ценами. Для инновационных предпринимателей это означает невысокие прибыли, а для потребителей – минимальные затраты на инновации. Если диагностируется такая ситуация на рынке, то со стороны государства необходимо удержать предпринимателей на рынке – невысокие прибыли перемещают их интерес на другие более высоко прибыльные рынки. Сделать это можно, например, за счёт целевых субсидий или грантов.

• Максимальные прибыли инновационных предпринимателей и самого рынка инновационного продукта возможны при наличии конкурентных рынков в стране и незначительно конкуренции на рынке инновационного продукта со стороны инновационных предпринимателей. Значит ли это, что для привлечения предпринимателей на этот рынок за счёт высоких прибылей государство должно принять меры для ограничения конкуренции? Вовсе нет. Для формирования такого положения на рынке государство должно сделать всё от него зависящее для того, чтобы промежуток времени от приобретения инновационной идеи до продажи опытного образца, был минимально возможным. Для этого инновационный предприниматель должен быть обеспечен легко доступными кредитами, специализированными помещениями и оборудованием, высококвалифицированными трудовыми ресурсами и материалами, инфраструктурой рынка инновационного продукта, снижающей его трансакционные издержки.

5.Инновации и инновационная деятельность

6. Рынок инноваций

7. Рынок инновационных идей

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).