Не может быть

Хазнамас

Как? Вы не знаете, что такое ХАЗНАМАС?!

Тогда слушайте сюда! Кто вам может лучше всего объяснить, что такое хазнамас, как не я? Разве что капитан Кулыгин…

Да и то, сомневаюсь я в этом…

Кто-то из незнаек скажет, что хазнамас – это некое новомодное течение в одежде. Отнюдь! Это – не новомодное образование, ведь о хазнамасе говорил ещё Плутарх, но правда в несколько иносказательной форме: «Остроумному и культурному человеку принадлежит широко известное в Риме слово: пообедав в одиночестве, он сказал: «Сегодня я поел, но не пообедал». Не хватало ему того, что только и делает обед приятным – дружеского общения в застольной беседе» (Плутарх. Моралии. Книга седьмая).

Именно дружеская застольная беседа и есть истинная основа хазнамаса.
Можно, конечно, выйти на природу, расстелить газетку и, разложив на ней пакет с килькой пряного посола и поломанный руками ржаной хлеб, поместить в центр газеты, как раз в то место, где расположена передовица, бутылку какой-нибудь водки, воскликнуть:

- Хазнамас!

После чего, выпивая и закусывая, вести застольную беседу со случайным собутыльником.
Но это – распитие алкогольных напитков, а не хазнамас! Дружеской беседы при таком раскладе не получится. Через час – другой уже и надоест тебе твой собеседник, и встанешь ты, огорчённый, с пожухлой травы, и, не прощаясь, отправишься восвояси с горьким чувством разочарования. А то, ещё – чего доброго, подерёшься с незнакомцем ненароком!

Нет, говорю я вам, нет! Это не хазнамас!

Пожалуй, хазнамас возможен только в одном городе мира – в Санкт-Петербурге!
Ведь хазнамас – это дружеская беседа, сопровождаемая застольем, а не наоборот. Беседа, конечно, может литься непринуждённо, как говорливый ручей, бьющийся между скал в прозрачной высоте высокогорья, и без застолья. Может она литься и между сидящими неподвижно за столом. Но темы? Темы! Откуда взяться темам, если вы находитесь без движенья? Нет темы – беседа заканчивается на неловкой паузе, после чего каждый задаёт себе вопрос:

- Кто я? Где я? Что я тут делаю? О чём это я? Как я до такого дошёл?

Хазнамас – это дружеская застольная беседа, перемежающаяся непрерывным потоком самых разнообразных вопросов, ответ на которые следует найти немедленно. Тут же, не сходя с места! А где взять эти вопросы, если не сходить с места? Да негде! Разве что – взять с собой некоторый справочник и, зачитывая из него отдельные понятия, заочно спорить с его составителями до хрипоты. Но это – не хазнамас!

А вот когда ты с друзьями изволишь совершать ознакомительные походы по окружающим тебя окрестностям, останавливаясь, время от времени, для застольных бесед; когда ты, оглядываешь открывающиеся перед твоим взором пространства или наоборот - закоулки, то неминуемо возникает множество вопросов:

- Куда смотрят городские власти? Почему это так много "сосулей" развелось в нашем городе? А где пункт охраны порядка? Почему в местных кафе и ресторанах не готовят жаркое из голубей, нахально ползающих под твоими ногами? Куда, опять же, смотрят городские власти? Кто это жил в этом доме? Неужто Салтыков-Щедрин? Оба? Вместе? Почему ветер никогда не дует в спину, а норовит обязательно бросить пыль тебе в глаза? Почему девушки проходят мимо? И куда только смотрят городские власти?

Вопросов много и они требуют ответа, а истина, как говорится – in vina!

Поэтому хазнамас – это застольная дружеская беседа, прерываемая на переходы от одного застолья к другому, перемежаемое постановкой и сбором вопросов для дальнейших ответов на них.

Итак, для хазнамаса необходимыми условиями являются:

- наличие мест, где можно провести дружескую беседу,

- наличие окрестности, ставящей многочисленные вопросы.

- и вино, ибо сказано Платоном, что оно расширяет поры, по которым проникают в нас все образы, и вместе с тем оно помогает находить слова и их выражения (Плутарх. Моралии. Книга седьмая. Вопрос Х. «Правильно ли поступали, проводя совещания за вином»).

Эти условия – необходимые, но – не достаточные. Необходимым и достаточным условием является наличие друга или круга друзей. Вот тогда все условия для хазнамаса соблюдены и он может быть осуществлён.

А где, в каком городе эти все условия сочетаются наилучшим образом? Только в Санкт-Петербурге, в Питере, в Петрограде, Северной столице, Северной Пальмире, Культурной столице, Бандитском Петербурге…

Не смотря на то, что хазнамас существовал за много сотен лет до нашей эры, его теоретическое, методическое и инструментальное содержание было осознано и сформулировано отцами-основателями хазнамаса – мною и другом моим Вадимом Леонидовичем Кулыгиным, капитаном-флибустьером, старым морским волком, чей сиплый прокуренный голос и просмолённая злыми ветрами кожа не оставляют сомнения в том, что перед вами человек, побывавший на всех морях и океанах, видавший такое, что… Но, сейчас не об этом! Речь – о хазнамасе.

Хазнамас – это песнь! И начинается эта песнь на Стремянной улице…

Замечание КДП Кулыгина

Не спорю, редкий Хазнамас обходится без песен, но, я бы сказал, что Хазнамас - это прежде всего приключение.

Как и всякое приличное приключение, начинается он с побега из дома от жён (Стремянная будет немного позже, а сначала ни с чем не сравнимое ощущение свободы и легкости бытия).

Потом встреча с надежными друзьями (Хазнамас с кем попало не возможен в принципе) - вот это уже, по-традиции, на Стремянной - там же назначается тема Хазнамаса (тема Хазнамаса может быть и свободной, но она обязательно должна быть назначена) и составляется план Хазнамаса, (который, впрочем, может заключаться и в отсутствии всякого плана).

Затем следует увлекательное путешествие по красивейшим (сомнительным, таинственным, неприглядным и т.п. - в зависимости от темы Хазнамаса) районам нашего города, поиск сокровищ в рюмочных и прочих неповторимых, а порой и невообразимых местах Северной Столицы (над составлением секретной карты нами в настоящий момент ведется работа), встречи с замечательными людьми - опять-таки в рюмочных (какие колоритные фигуры! Какие глубокие характеры!), поиск истины - конечно же в вине и в дружеской беседе.

Любое приличное приключение должно таить в себе и опасности. В случае Хазнамаса опасности заключаются, в основном, в переходе улиц и в несвежей водке, которую враги иногда пытаются подмешать в выпивку нашим героям - то есть нам, и против которых нами разработан сравнительно эффективный прием делания заказа.

Но главная опасность, конечно же, подстерегает флибустьера (каждый участник Хазнамаса отныне должен именоваться флибустьером, ибо одна из стандартных фраз во время Хазнамаса должна звучать так: "Как настоящий флибустьер, не могу пройти мимо"! При этом остальные участники Хазнамаса обязаны последовать за инициатором) при возвращении домой, ибо по правилам Хазнамаса: Хазнамас не считается состоявшимся если он длился менее шести астрономических (в исключительных случаях, академических) часов.

Стремянная улица это…

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).