Учебный процесс

АПРИОРИ

АПРИОРИ – термин, означающий знание, полученное до или независимо от опыта. Априорное знание получается путём логических рассуждений, с использованием методов дедукции и индукции. Для получения априорных знаний широко используется аксиоматический подход. Гипотезы, предположения, некоторые посылки любой теории носят априорный характер. В экономической практике к априорным допущениям прибегают при невозможности получения апостериорных знаний, например, при использовании метода аналогий в процессе освоения новых рынков. В процессе сегментирования рынка также часто прибегают к априорным положениям, например, при выдвижении гипотезы о признаке сегментирования рынка. В процессе практической реализации сегментирования априорные положения уточняются с помощью апостериорной информации.
Априорный подход широко используется в экономической практике, при этом не всегда о нём говорится прямо. Например:

«Содержание трендового подхода в национальном прогнозировании заключается в экстраполяции выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Такой подход используется, как правило, для прогноза показателей, которые характеризуются либо монотонным возрастанием, либо монотонным убыванием. Опыт национального прогнозирования свидетельствует о том, что трендовые функции показателей, характеризующие темпы и пропорции экономического роста, следует описывать в рамках определённого класса математических зависимостей» (Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н.Петрова. – СПб., 2003. – С. 123.).

Здесь содержится скрытое использование априорного подхода, поскольку априорно предполагается, что тенденции динамического ряда (монотонное возрастание или монотонное убывание) будут продолжены в будущем.

Лит.: (1) Казан З.Д. Закономерности научного познания. – М., 2001, (2) Светуньков С.Г. Экономические методы прогнозирования спроса. – М., 1993.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).