Учебный процесс

АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ – одна из форм процесса познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от частных и несущественных сторон рассматриваемого объекта в целях сосредоточения на наиболее существенных, основных чертах. Научного познания нет без абстракции, поскольку учесть все свойства и взаимосвязи реального объекта невозможно. При абстрагировании очень важно не упустить из рассмотрения те свойства и отношения, которые являются сущностными для решения рассматриваемой задачи. Это бывает не всегда просто сделать, тем более в экономике, где ряд факторов, условий и взаимосвязей носит скрытый (латентный) характер.

«...Абстракция устраняет из теории все несущественное. Если вы вводите абстракцию умело и ведомы своим чутьем (интуицией, если угодно), то вы отбрасываете несущественные отношения» (Ж. Дьедонне)


« …Между теорией экономического развития и моделями экономического роста (динамики) разрыв в настоящее время настолько велик, что с ним трудно мириться. В самом деле, модели роста экономики абстрагируются, как правило, от самых важных факторов её развития: изменений производственных отношений, прогресса техники, изменений потребностей. Так, модель расширяющейся экономики Джона фон Неймана, послужившая исходным пунктом для ряда других дополнительных моделей, не учитывает ни прогресса техники, ни изменения потребностей, не говоря о развитии экономических отношений. В ней рост экономии происходит только за счёт увеличения числа работников, т.е. за счёт того фактора, который в действительности играет меньшую роль, чем изменения техники и экономических отношений» (Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. – М., 1972. – С. 418).


Очень важно не допускать подмены двух понятий: абстракция и идеализация. Вот пример такой путаницы:

"В дедуктивной теории спроса могут обсуждаться, например, яблоки. Но это не такие яблоки, которые можно съесть (ведь о кривой спроса на яблоки не сказано, что она построена в результате эмпирического исследования), а только и исключительно воображаемые, абстрактные яблоки, физически не ощутимые, невидимые и невесомые. «Продать» и «купить» их можно только мысленно, но не фактически. Вот о таких воображаемых яблоках только и может идти речь в чисто дедуктивной теории спроса. У них нет никаких физических, химических и прочих свойств, которыми обладают реальные яблоки, а есть только цена, да и то придуманная… Хлеб тоже может быть воображаемым и тогда это – абстрактное благо, о нем можно говорить в теории спроса, назначить ему какую-нибудь цену. Но ощутить его вкус во рту невозможно. Есть восточная поговорка: «Сколько не повторяй «халва», «халва», «халва», во рту сладко не станет». Это – абстрактная халва. Ее можно «продать» только в теории спроса за придуманную цену. Но если халва действительно продается в магазине за углом и ее можно купить (не за вымышленную, а за реальную цену) на самом деле и съесть, от этого во рту станет сладко. Это уже реально существующее благо, а не абстракция. Ей (такой халве) в дедуктивной теории спроса не место. В чисто дедуктивной теории спроса имеют дело только с абстрактными благами. Количественные расчеты в такой теории невозможны, если кривые опроса тоже абстрактные, не эмпирические" (Котов А.В., Котов Н.А. Неизбежность научной революции в теории спроса микроэкономики. – СПб.: Северо-Западный заочный государственный технический университет, 2002. – С. 45 - 46.).


На самом деле в приведённом тексте как раз речь идёт об идеальных вещах, поскольку у них есть только одна характеристика – цена, а это – предельный случай абстрагирования, когда реальные свойства не учитываются, то есть рассматриваются идеальные объекты. Экономическая теория часто оперирует с идеальными моделями и очень редко – с абстрактными. Теории менеджмента, финансов, учёта и аудита, маркетинга и другие теории в экономике оперируют в основном абстрактными моделями и образами, редко используя идеальные. Без научной абстракции нет научного исследования, поскольку невозможно в исследовании охватить все стороны изучаемого объекта или явления.

Лит.: (1) Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974; (2) Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. – М., 1998, (3) Ж. Дьедонне. Абстракция и математическая интуиция // Математики о математике. – М., 1982.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).