Учебный процесс

АДАПТИВНОСТЬ

( Светуньков С.Г., Хан Т.В. Логико-гносеологическая терминология в экономике (краткий словарь). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 9-10.)

АДАПТИВНОСТЬ – системное свойство, которое заключается в способности системы приспосабливаться к изменившимся условиям. Адаптивность проявляется во взаимодействии с другими системными свойствами, важнейшим из которых является свойство инерционности. В результате присущей системе инерционности её адаптация к изменившимся условиям существования носит эволюционный характер. Поэтому на случайные изменения в окружающей среде система не реагирует и к ним не адаптируется. Отсутствие свойства инерционности у системы приводит при воздействии на неё внешних факторов к хаотическому изменению количественных и качественных показателей системы. В этом случае системы оказываются неустойчивыми и часто из-за этого прекращают своё существование. Любая экономическая система в той или иной степени адаптивна к внешним факторам, которые непрерывно меняют степень и направление своего воздействия на систему. Иначе система прекратила бы своё существование. Свойство адаптивности позволяет системам приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования, меняя не только свои количественные характеристики, но и собственное качество. Именно это свойство присуще всем эволюционно развивающимся системам. Адаптация – процесс приспособления систем к изменяющимся условиям окружающей среды. Она происходит путём изменения количественных показателей системы, её структуры или управленческих воздействий на систему при изменении условий окружающей среды.

Методология планирования базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип адаптивности, который «предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям, как в самом объекте планирования, так и во внешней среде» (Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка. – М., 2003. – С. 64).
Или другой пример: «Переход к рыночным отношениям в экономике России самым непосредственным образом затронул и сферу образования. Структурные изменения в рамках проводимых реформ вызвали глубокий экономический кризис, привели к резкому снижению реального финансирования системы образования со стороны государства. В этих условиях государственные образовательные учреждения были вынуждены искать новые формы адаптации к изменившейся внешней среде и, в частности, перейти к оказанию дополнительных образовательных услуг на коммерческой основе» (Долгов А.П., Сузова М.В. Адаптация систем профессионального образования к рыночным условиям. – СПб., 2002. – С. 5.).
«Исключительно важно, чтобы стратегия фирмы разрабатывалась и излагалась в ситуационной форме, обеспечивающей её адаптивность, то есть предусматривала различные наборы действий в зависимости от складывающихся условий. Понятно, что такой подход существенно усложняет разработку документа, но в условиях быстро меняющейся обстановки хозяйственной деятельности иной подход зачастую просто не годится: стратегии могут устаревать ещё до начала своей реализации, что вообще лишает смысла их разработку в таком виде» (Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб., 2000. – С. 139.).

Лит.: (1) Ланге О. Введение в экономическую кибернетику. – М., 1968; (2) Светуньков С.Г. Эконометрические методы прогнозирования спроса. – М., 1993; (3) Цыпкин Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах. – М., 1968.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).