Учебный процесс

АРГУМЕНТАЦИЯ

АРГУМЕНТАЦИЯ – логико-методологическая часть процесса убеждения в ходе полемики, дискуссии или диспута, в основе которой лежат доводы, соображения и приемы рационального характера, начиная от критически ориентированного здравого смысла и заканчивая строгими логическими аргументами. Прошедшие строгую проверку аргументационные процедуры в методологии науки возводятся в ранг доказательств. Наиболее убедительной считается аргументация, осуществляемая в форме дедуктивного умозаключения (в виде рассуждений, заключение которых с логической необходимостью вытекают из посылок). Дедуктивные умозаключения, опирающиеся на истинные посылки, называются доказательными или демонстративными и носят обязательный характер. В отличие от демонстративной аргументации выводы эвристической аргументации, построенной на индукции, аналогии и т.д., носят разрешительный характер, т.е. допускают выбор одной из возможностей. Аргументация является составной частью процесса убеждения, который включает в себя также психологические, нравственные, мировоззренческие, эмоциональные стороны.

«Доказательство имеется тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых (положений), т.е. из таких, знание которых берет свое начало от тех или иных первых и истинных (положений). Диалектическое же умозаключение – это то, которое строится из правдоподобных положений» (Аристотель. Соч. в 4 т., -- М., 1978. – Т.2. – С 100.) .

Аргументация должна быть убедительной не только по смыслу, но и логически последовательной, она должна отвечать требованиям, предъявляемым к основным элементам доказательства: тезису, аргументам и демонстрации.
К тезису предъявляются требования ясности и неизменности, т.е. ясно сформулированный тезис не должен изменяться в процессе аргументации. Аргументам предписывается быть истинными, ясными, точными, достаточными и непротиворечивыми. Это означает, что только истинные высказывания, ясно и точно сформулированные, достаточные для обоснования (опровержения) тезиса и не противоречащие друг другу, могут быть эффективными.
Основным требованием к демонстрации, т.е. к способу связи аргументов и тезиса, является требование соблюдения последовательности процедур аргументации: формулирование тезиса, подбор аргументов, установление логической связи между аргументами и тезисом (в случае прямого доказательства). Если же применяется косвенное доказательство, то последовательность иная: выдвижение тезиса, переход к антитезису, подбор аргументов, указывающих на несостоятельность антитезиса (фальсификация), установление логического следования между аргументами и отрицанием антитезиса.
Вот пример аргументации Э.Чемберлина:

«Конкурентная теория не годится потому, что конкуренция в рамках всей отрасли является неполной и крайне неравномерной. Конкуренция между спортивными гоночными машинами и десятитонными грузовиками должна, в сущности, равняться нулю; и существует, вероятно, больше оснований для построения общего графика спроса на «форды» и на жильё, чем на «форды» и «локомобили». Эти меры, возможно, являются крайностями, но то обстоятельство, что каждый производитель из состава всей группы имеет перед собой рынок, по меньшей мере частично отличающийся от рынков, имеющихся у прочих производителей, вводит в дело новый фактор, отсутствующий при чистой конкуренции, – и это существенно меняет результат… Для объяснения механизма взаимодействия экономических сил, функционирующего в подобной отрасли производства, теория чистой конкуренции совершенно непригодна» ( Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). – М., 1996. – С. 37).

Пример аргументации, которая включает в себя мировоззренческие и эмоциональные факторы:

«Первоочередная проблема – сохранение духовности как одного из начал любой цивилизации. Острота этой проблемы объясняется тем, что развитие Западного мира, который выдаётся за идеал, чья культура стремится занять монопольное положение, стать общемировой, пошло в направлении, критическом для судьбы человечества: утрата духовности здесь затронула не только уровень личности, она переросла в общеэтническое явление. Утверждается бездуховный способ существования людей» ( Афанасенко И.Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства. – СПб., 2003. – С.11).

Приведённая аргументация не обладает необходимой доказательной силой, поскольку утверждения «выдаётся за идеал», «культура стремится занять монопольное положение, стать общемировой», «утрата духовности» и т.п. не являются истинными и сами нуждаются в доказательстве.

Аргументы, используемые в дискуссии, споре, могут быть разделены на два вида: аргументы по существу дела и аргументы, направленные к человеку. К первому роду аргументов следует отнести дедуктивную аргументацию, системную аргументацию и эмпирическую аргументацию. Ко второму роду аргументов относят аргументы к авторитету, к аудитории, к жалости, к незнанию, к силе, к скромности или тщеславию. Этот род аргументов является ненаучным, поскольку позволяет победить в споре, но не позволяет добиться истины.
В советские годы ссылки на работы В.И.Ленина, К.Маркса и Ф.Энгельса были обязательными в системе экономической аргументации. Вот, например, как это было:

«Между политическим и хозяйственным руководством в социалистическом государстве существует диалектическое единство. С одной стороны, главной целью социалистических преобразований в конечном счёте является решение экономических задач. В.И.Ленин отмечал, что «…самые основы, самая сущность Советской власти, как и сама сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому, состоит в том, что политические задачи занимают подчинённое место по отношению к задачам экономическим (Ленин В.И. ПСС, т.36, с.130)». С другой стороны, экономические задачи не могут быть решены успешно без активного политического воздействия партии и социалистического государства на ход экономического развития. В.И.Ленин предостерегал, что «без правильного политического подхода к делу данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи (Ленин В.И. ПСС, т.42, с. 279). Принцип единства политического и хозяйственного руководства определяет руководящую роль КПСС в системе управления народным хозяйством» (Основы управления. / В.П. Радукин , К.Ф. Ойнер , Ф.И. Семяшкин и др. – М., 1986. – С. 35).

Лит.: (1) Теория и практика аргументации. – М., (2) Ивин А.А. Теория аргументации. М.,2000; (3) Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991; (4) Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методологический анализ. – Ростов н/Д., 1991; (5) Поварнин С.И. Искусство спора. – М., 2000.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).