Учебный процесс

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – всё то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения; зафиксированные в опыте и включённые в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определённой целью в данных условиях и обстоятельствах. Предмет исследования не может быть полностью сведён к объекту исследования.

>«Исследователь любой области науки постоянно сталкивается с проблемой, как надо подойти к изучению предмета, с чего начать воспроизведение его истории в мышлении. Чтобы вскрыть сущность предмета, необходимо воспроизвести реальный исторический процесс его развития, но последнее возможно только в том случае, если нам известна сущность предмета» (Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. – М., 1973. – С. 161.).

«Предмет исследования более узок и конкретен (чем объект исследования). Благодаря его формулированию в диссертации из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Например, в общей системе ценообразования может быть выделено ценообразование на услуги коммерческих банков; в отношениях между государством и обществом – природа материальных отношений как особой формы отношений; в процессах преобразования выделяется преобразование ядерной энергии в электрическую; в развитии творческой активности учащихся – педагогическое воздействие на активизацию творческого усвоения учащимися знаний по физике. Именно на предмет исследования ориентируется диссертационная работа вследствие чего он непосредственным образом отражается в теме диссертации» ( Райзберг Б.А. Диссертация и учёная степень. Пособие для соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 87.).

Вот пример ошибки в формулировке объекта и предмета научного исследования. "Объект настоящего исследования – сложные вероятностные динамические многоуровневые иерархические социально-экономические системы. Предмет исследования – понятийный аппарат, содержание и форма отображения исследуемых систем, принципы, способы, механизмы, законы достижения цели, законы и механизмы саморазвития, теория и практика управления в многоуровневых системах, закономерности, носители движущих сил саморазвития, самоорганизации и самоуправления" ( Бондаренко Н.И. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами (концепция бескризисного социогенезиса) – Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. – СПб., – С. 9-10.). Видно, что объектом выступают системы, а предметом исследования - все свойства систем.

"Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос, что исследуется. Тот аспект нашего исследования, о котором будет получено новое знание, находит отражение в предмете исследования" ( Краевский В.В. Методологическая рефлексия. // Советская педагогика. 1989. №2. - С.72.).

Лит.: (1) Щедровицкий Г.П. Философия, наука, методология. – М., 1987; (2) Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. – М., 1998.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).