Учебный процесс

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ – метод научного познания, основанный на том, что из сходства некоторых признаков двух или нескольких объектов делается вывод о сходстве других признаков этих объектов. Аналогия эффективна, если общие признаки сравниваемых предметов разнообразны и существенны и есть основания считать, что они обеспечат сходство и по интересующему исследователя признаку. В научной аналогии общие признаки у сравниваемых предметов должны быть в точности одинаковыми, связь признаков не должна зависеть от обстоятельств и специфики сравниваемых предметов. Кроме того, для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо учитывать сходства внутренних, а не внешних свойств сопоставляемых объектов. Приемы аналогии широко используются в тех случаях, когда выдвинутые теоретические положения не удается доказать с помощью имеющихся знаний об объекте. К аналогии прибегают также в процессе творческого поиска новых идей, в методах математического моделирования, в прикладных исследованиях и др.
Схема аналогии:
a имеет признаки P, Q, S, T
b имеет признаки P, Q, S, …
b, очевидно, имеет признак Т.
Аналогия может быть трёх видов: аналогия свойств, аналогия отношений и аналогия структуры (изоморфизма). Аналогия свойств заключается в поиске сходства в свойствах двух сравниваемых объектов (например, основные свойства объекта А совпадают с основными свойствами объекта Б); аналогия отношений уместна в условиях сравнения парного или большего количества связанных некоторыми отношениями объектов (например, объект А относится к объекту Б, так же как и объект В относится к объекту Г) и аналогия структуры (например, совокупность основных элементов и взаимосвязей между ними объекта А подобна совокупности основных элементов и взаимосвязей между ними объекта Б). Аналогии играют важную эвристическую роль, однако умозаключения по аналогии, как и другие эвристические методы познания, ведут лишь к вероятностному, а не окончательному достоверному методу.

«Надёжность представляет собой комплексное свойство объекта, состоящее в его способности сохранять свои основные характеристики в установленных пределах. Надёжность технических объектов описывается вероятностными показателями, такими как вероятность безотказной работы, наработка на отказ, технический ресурс, срок службы и т.д. Надёжность технического объекта определяется надёжностью работы составных его элементов. По аналогии с техническими объектами можно рассмотреть и маркетинговое решение как сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов. В отличие от технических систем экономические системы не могут быть многократно проверены на надёжность их функционирования из-за эволюционного характера динамики экономических систем. Поэтому надёжность маркетингового решения не может быть определена аналогами таких показателей, как вероятность безотказной работы, наработка на отказ, технический ресурс, срок службы и т.д. Тогда надёжность маркетингового решения можно определить следующим образом. Элементы, составляющие маркетинговое решение и взаимосвязанные друг с другом, будут представлять собой надёжное маркетинговое решение, если при реализации каждого элемента решения в заданных условиях будут получены ожидаемые результаты» (Светуньков С.Г., Аренков И.А. Логика маркетинговых решений. – СПб., 2001. – С. 88) .


Здесь, как видно, с помощью аналогии с техническими объектами удалось ввести в научный оборот и дать определение понятию, ранее не использованному в экономике. Очень часто в экономике применяется аналогия с другими экономическими системами, например, с такими же системами других стран. Например:

«Как на федеральном, так и региональном и местном уровнях к участию в финансировании физической культуры и спорта должны привлекаться всевозможные внебюджетные источники… коротко проанализируем зарубежный опыт подобной деятельности. Государственное финансирование спорта во Франции состоит из трёх составных частей: прямое – через Министерство молодёжи и спорта; косвенное – через Национальный фонд развития спорта; децентрализованное – через муниципалитеты и другие органы местного самоуправления… Подобный опыт финансирования физической культуры и спорта представляется интересным, однако для использования его в отечественной практике требуется решить множество правовых, управленческих, финансовых и организационных проблем» ( Рожков А.П. Совершенствование механизмов финансового обеспечения физической культуры и спорта в Российской Федерации / Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2003, № 4. – С.144 – 145).

Лит.: (1) Математическая энциклопедия, т.1 – 5. – М., 1979; (2) Ивлев Ю.В. Логика для юристов. – М., 2001; (3) Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2000.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).