Учебный процесс

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – один из методов построения теории, заключающийся в движении познания от отдельных общих абстракций через последовательные этапы к целостному воспроизведению предмета исследования. Согласно этому методу процесс познания состоит из двух самостоятельных этапов. На первом происходит переход от чувственно-конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Под «абстрактным» здесь понимается неполное, одностороннее знание, выраженное в общих понятиях и категориях, отражающих отдельные стороны объекта, принимаемые исследователем в качестве основных.

Единый объект мысленно расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций.

На втором этапе процесса познания мысль движется от абстрактных определений объекта к конкретному объекту, восстанавливая исходную целостность объекта, добавляя и учитывая ранее не учтённые его элементы и свойства, воспроизводя его, но в мышлении.
Конкретное – это всестороннее и полное знание, отражающее объект во всей совокупности его сторон и связей. Конкретное выступает как синтез многих определений, как система абстракций. Оба этапа тесно взаимосвязаны. Процесс восхождения от абстрактного к конкретному был бы невозможен, если бы не существовала обратная возможность: восхождения от конкретного к абстрактному. В последнем случае познание движется от знания об отдельных сторонах объекта, выраженных в соответствующих абстракциях, ко всё более полному и всестороннему знанию.

«Понять – означает найти связи, увидеть единичное как частный случай чего-либо общего. Но переход к общему есть всегда уже переход к абстрактному, точнее, переход на более высокий уровень абстрактности. Обобщая, мы объединяем множество разнородных вещей или процессов, рассматривая их с одной определенной точки зрения, стало быть, отвлекаясь, иными словами, абстрагируясь от множества их особенностей, которые считаем несущественными» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987. – С.260).

Лит.: (1) Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).