Учебный процесс

КЛАССИФИКАЦИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ – система последовательных делений, произведенных посредством расчленения на классы по какому-либо признаку с определенной целью в процессе познания. Для проведения классификации необходимо правильно найти основание системы деления. Признак или совокупность признаков, по которым объекты объединяются в классы, являются основаниями классификации. Класс – это совокупность объектов, обладающих некоторыми признаками общности. От обычного деления объема понятия (в логике) классификация отличается относительно устойчивым характером, инвариантностью своих основ, методологической значимостью для теории и практики.
Помимо правильного нахождения одного основания, к классификации предъявляются требования соответствия объема элементов классифицируемой совокупности объему элементов всех образованных классов. Кроме того, члены классификации (образованные классы) должны взаимно исключать друг друга, т.е. должны быть непересекающимися. В многоступенчатых классификациях подразделение на классы должно быть непрерывным, т.е. при переходах с одного уровня на другой необходимо следующим классом указывать ближайший по иерархической структуре системы.
В научном исследовании чаще всего проводится классификация, представляющая систему таксонометрических и мереологических делений (по типам, классам, родам и видам понятий, характеризующим соответствующие объекты реального мира).

С классификацией можно встретиться практически в любом научном экономическом исследовании, учебниках и учебных пособиях. Так, например, говоря о совокупности показателей, используемых в деятельности предприятия, касательно норм, приводится такая их классификация: «Вся совокупность норм, используемых при организации деятельности предприятия, разделяется на группы (по видам ресурсов): нормы времени; нормы трудовых затрат; нормы расхода материалов; нормы расхода энергоресурсов; нормы расхода инструмента; нормы расхода запасных частей» (Глухов В.В. Менеджмент. – СПб., 2002. – С. 17.) .


Лит.: (1) Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. – М., 1993; (2) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).