Учебный процесс

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ – 1) совокупность идей, принципов, положений об объекте исследования, форма теоретического знания, не получившая пока всесторонней проверки и систематизации знания в некоторую целостную картину мира. 2) единый замысел, основная идея научной работы, какой-либо деятельности.
Концепция, как результат исследования, может быть создана специально для решения узкопрофессиональных проблем. Но в некоторых случаях одна и та же концепция может быть использована для исследования разных объектов и явлений (теоретическая концепция).
Для осуществления научного проекта необходимо смоделировать исследование на основе разработанной концепции, т.е. определить цели исследования, определить методы, наметить пути решения проблемы и т.д.
Как правило, элементы концепции находятся в иерархической связи друг с другом, например, "цель – средство", "причина – следствие", "род – вид" и др. Соответствие концептуальной структуры объективной действительности называют адекватностью или реальностью.

Существует достаточно большое количество концепций руководства персоналом. Вот, например, как описывается одна из них: «Management by Exception – управление путём контроля отклонений и вмешательства руководителя в исключительных случаях – одна из самых старых концепций. Она использует правила разделения труда между сотрудниками и руководителями. Целью этого разделения является снятие нагрузки с руководителя, поэтому сотрудники принимают решения самостоятельно до тех пор, пока они не превысят своих полномочий или не появятся отклонения от ожидаемых результатов. Только при этом вмешивается руководитель» (Глухов В.В. Менеджмент – СПб., 2002. – С. 274.) . Легко убедиться в том, что в приведённом разъяснении указанной концепции есть её основные характерные черты, а именно: принципы, общая идея и ряд положений (правил), реализующих эту общую идею в соответствии с положенными принципами.

"В логистике сложилось понимание концепции как определённого способа трактовки объекта исследования, как основной точки зрения по данному вопросу и руководящей идеи для его систематизированного освещения. В научно-исследовательской разработке концепция выступает как ведущий замысел, методологические принципы, постулатная основа. В то же время с встречающейся трактовкой парадигмы всего лишь как "руководящей идеи" мы согласиться не можем; а понимаем её как непротиворечивую систему концепций. Как показывает опыт современного развития, широко распространяется так называемая концепция интегрированной логистики, в которой Логистическая система рассматривается как система регулирования целей бизнес-процессов от поставщика до конечного потребителя" (Уваров С.А., Эмирова А.Е. Интегрированный подход в концепции современной логистики // Коммерция и логистика: Сборник научных трудов. Выпуск 4. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – С. 168 – 169.) .

Лит.: (1) Меркулов И.П. Метод гипотез в истории научного познания. – М., 1984; (2) Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995; (3) Методология и методика преподавания основ наук в современных условиях. Ч.I и ч. II. – М., 2003.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).