Учебный процесс

ДЕДУКЦИЯ

ДЕДУКЦИЯ – один из способов рассуждения (умозаключения) или процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода. Достоинство данного метода заключается в том, что заключения дедукции носят завершенный, логически необходимый, обязательный характер. При необходимости достоверность дедуктивных умозаключений можно проверить. Следствие истинно при условии, что истинны посылки.
Покажем пример дедуктивного вывода из работы экономического классика А.Смита.

"Монополия, предоставленная отдельному лицу или торговой компании, оказывает то же действие, что и секрет в торговле или производстве. Монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке, не обеспечивая полностью действенный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы – будь то заработная плата или прибыль – значительно выше их естественной нормы. Монопольная цена во всех случаях является наивысшей, какой только можно добиться. Естественная цена, или цена свободной конкуренции, напротив, представляет собой самую низкую цену, какую только можно взять – конечно, если речь идет не об отдельном случае, а о продолжительном времени. Первая во всех случаях является высшей ценой, какую только можно вытянуть у покупателей или какую, как предполагается, они согласны дать; вторая представляет собой низшую цену, какую продавцы обычно соглашаются взять, не прекращая в то же время своего дела" (Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 1992. - С. 181.) .

Фундаментальный принцип дедукции заключается в том, что из истины нельзя по правилам вывести ложное заключение. Ложное заключение может быть получено либо в случае, когда исходное положение не истинно, либо нарушены правила вывода.

Покажем пример нарушения дедуктивного вывода, которые в итоге привели авторов к неверному заключению.

"Аналитическое выражение кривой спроса на картофель имеет вид:
х = 2/р + 5, (1)
где: х – оъем спроса, р – цена…
Достаточно применить один простой прием, который мы назовем «лакмусовой бумажкой»… Он заключается в том, чтобы исследовать кривую выручки, получаемой владельцем данного продукта от его продажи. По известной в микроэкономике формуле находим, что выручка в данном случае будет равна:

R = рх = 2+5р. (2)

…Из формулы неопровержимо следует, что если тот картофель, который имеется в виду в указанном примере, продавать по цене, равной нулю (то есть раздавать его бесплатно), то продавец все же получит выручку, равную двум немецким маркам в единицу времени. Получается неслыханный результат!.. Причина такого абсурдного результата состоит в том, что продается не реальное благо, а абстрактное, которое не имеет ничего общего с реальным картофелем, кроме цены, да и то придуманной"( Котов А.В., Котов Н.А. Неизбежность научной революции в теории спроса микроэкономики. – СПб.: Северо-Западный заочный государственный технический университет, 2002. – С. 49-50.).

Разберём структуру дедуктивного вывода приведённого выше отрывка. В основе этого вывода лежат несколько посылок .
Первая из них:
1) кривая спроса имеет вид х = 2/р + 5.
Вторая посылка, касается выручки, которая очевидно, представляет собой произведение объёмов продаж на цену продаж, по которой эти продажи осуществлены, то есть:
2) выручка равна R = рх.
Далее следует вывод:
Выручка равна R = рх = 2+5р, а это – абсурд.
Действительно, полученный результат – это абсурд, но в дедуктивном доказательстве приведённого отрывка присутствует ещё одна посылка, которая не высказывается, а пропускается в ходе рассуждений, но имеет ключевое значение. Вот она – эта третья посылка:
3) кривая предложения принимает вид кривой спроса.
Об этом, как легко убедиться из приведённых текстов, нигде прямо не утверждается, поэтому вывод кажется логичным и получение абсурдного результата обескураживает.
С учётом восстановленной третьей посылки полная структура дедуктивного вывода такова:
кривая спроса имеет вид х = 2/р + 5,
кривая предложения принимает вид кривой спроса,
выручка равна R = рх.
___________________________________________
Следовательно, выручка будет равна R = рх = 2+5р и это приводит к абсурдным результатам.

Как видно, именно потому, что в приведённом отрывке авторами ставится знак равенства между спросом и предложением, и был получен абсурдный результат.
Утверждать, что кривая предложения принимает форму кривой спроса, то же самое, как утверждать, что огонь костра такой же холодный, как и родниковая вода.
Именно появление внутри дедуктивного вывода ложного утверждения (спрос описывается той же моделью, что и предложение) и привело авторов к получению ложного вывода.
Правильное использование дедуктивного вывода не позволило бы авторам получить неверный вывод (Светуньков С.Г. Об оценке научности "Прикладной теории спроса Котовых" // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2004, № 4. – С. 26-28.).

Лит.: (1) Меркулов И.П. Метод гипотез в истории научного познания. – М., 1984; (2) Гильберт Д., Бернайс П. Основания математики: Теория доказательств. – М., 1982; (3) Ивлев Ю.В. Логика для юристов. – М., 2001.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).