Учебный процесс

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – логическая операция, в результате которой раскрывается смысл термина и устанавливаются точные границы его значения.
В определении соотносятся два эквивалентных понятия – определяемое (дефиниендум) и определяющее (дефиниенс). Различают определения реальные и номинальные. Реальное определение фиксирует существенные признаки предмета, номинальное – значение знакового выражения. Определение должно быть ясным и недвусмысленным, соразмерным (области значения определяемого и определяющего должны совпадать), соответствующим контексту, в котором оно употребляется. Кроме того, при определении необходимо избегать тавтологии, при которой определяющая часть содержит в себе повторения терминов из определяемой части.

Пример тавтологии: «Развитие теории управления социально-экономическими системами, имеющими многоуровневую иерархическую структуру, путём развития концепции общенаучного методологического знания системный подход к решению прикладных проблем, по нашему мнению, тоже является актуальным» (Бондаренко Н.И. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами (концепция бескризисного социогенезиса) – Автореф. дисс. д-ра экон. наук. – СПб., – С.4.) . Тавтология получилась в результате того, что автор цитируемой работы предлагает рассматривать «развитие теории» путём «развития концепции».

Под формулировкой определения понимают способ установления смысла незнакомого термина с помощью знакомых и уже используемых терминов. Это логическая операция, раскрывающая содержание понятия путём перечисления входящих в него простых признаков. Задача определения:

1) отличать предметы, входящие в данное понятие от всех остальных предметов;
2) указывать существенные признаки предмета.

Существенная часть определений принадлежит к родо-видовым. Такие определения достаточно легко получаются и поэтому их достаточно много. Их определяют через ближайший род и видовое отличие. Такого рода определения получают следующим образом: отыскивается для данного понятия родовое понятие (обобщение свойств); выделяется видовое понятие при помощи соответствующего признака (ограничение понятия).

Пример определения понятия «маркетинг»: это раздел экономической науки (обобщение), использование которого позволяет продавцу удовлетворить потребности потребителя с максимальной выгодой для себя (ограничение понятия).

В зависимости от цели исследования родо-видовые определения одного и того же понятия могут давать разное понимание одного и того же понятия. Именно поэтому, например, существует несколько сотен определений маркетинга. Его можно отнести к разному роду (наука, практика, философия и т.п.) и выделить тот вид, который изучается в данной теории (взаимодействие на рынке, рыночная власть и т.п.).

Пуанкаре говорил об определении, что для философа или для ученого это есть определение, которое приложимо ко всем определяемым предметам и только к ним; такое определение удовлетворяет правилам логики... Часто говорят: всякое определение включает в себя аксиому, так как оно утверждает существование определенного объекта. Определение будет, следовательно, оправдано с точки зрения логической лишь тогда, когда будет доказано, что оно не находится в противоречии ни с терминами, ни с ранее допущенными истинами. Определение сформулировано правильно, если выполняется четыре требования:

1) Определяемое понятие и понятие, с помощью которого происходит определение, должны быть соразмерны по объёму. Примеры нарушения этого правила: «Маркетинг – 1. Купля-продажа, деятельность на рынке (определяемое шире). 2. Реализация, сбыт (определяемое шире). 3. Производство товарной продукции (определяемое шире). 4. Принцип хозяйствования; система хозяйствования; отрасль хозяйственной деятельности; образ мышления (определитель шире)…» (Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л.Багиев, В.М.Тарасевич, Х.Анн; Под общ. ред. Г.Л.Багиева. – М., 1999. – С.703.) .

2) Определение не может быть определено через определитель (тавтология). Пример тавтологии: «Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?.. Цель формулируется, исходя из выбранной миссии» (Управление организацией: Учебник. – М., 1998. – С.30 – 31.). В первом случае миссия определяется через цель, а во втором – цель через миссию.

3) Определение не должно быть отрицательным. Вот пример, к которому можно предъявить претензию, поскольку в нём есть отрицание, которое ухудшает восприятие определения понятия: «Под сферой услуг мы понимаем совокупность разнородных отраслей национальной экономики, труд работников которых непосредственно направлен не на изменение и преобразование форм материи и сил природы, а на производство особой потребительской стоимости в форме конкретной трудовой деятельности и её полезного эффекта, удовлетворяющего потребности общества и производство в целом, а также личные потребности людей» (Жильцов Е.Н. Актуальные проблемы развития сферы услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2004, №4. – С. 108.) .

4) Всякое определение должно исключать двусмысленность или неясность толкования. Понятия, встречающиеся в определяющей части, должны быть лучше известны, чем определяемое понятие. Пример двусмысленности: «Италия по виду похожа на башмак с очень тёплым климатом» (Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». – СПб.: Издание М.Г.Корнфельда, 1912. – С. 33) .

Вот пример хорошо сформулированного родо-видового определения: «Международные стратегические альянсы представляют собой относительно продолжительные по времени межорганизационные соглашения по сотрудничеству, которые предусматривают совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них» ( Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб., 2000. – С. 235.).

Или: "Операции (работы), выполняемые для оптимизации и установления хозяйственных связей, называются трансакционными (от слова "трансакция" – сделка) ( Храмешкин Н.И. Трансакционная деятельность в коммерческой лигистике. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 54).

Лит.: (1) Анри Пуанкаре. О науке. / Под редакцией Л.С. Понтрягина. – М., 1983; (2) Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. – М.,1998; (3) Горский Д.П. Определение. – М.,1974.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).