Учебный процесс

ГРУППИРОВКА

( Светуньков С.Г., Хан Т.В. Логико-гносеологическая терминология в экономике (краткий словарь). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 36-37.)

ГРУППИРОВКА – элементарная процедура упорядочения имеющихся в распоряжении исследователя данных. Различают два вида группировки – простую и перекрёстную. Простая группировка представляет собой упорядочение данных по одному признаку. Связывание данных при этом осуществляется в соответствии с индикативным признаком, который в явном виде содержит главное содержание исследовательской гипотезы.
Перекрёстная группировка представляет собой более сложную процедуру упорядочения. При этом происходит связывание данных, которые были предварительно упорядочены по двум и более индикативным признакам. Эта процедура выполняется с целью обнаружения какой-либо зависимости между указанными признаками.

Примером простой группировки потребителей, например, может быть их группировка по половому признаку – на мужчин и женщин. Если этих же потребителей сгруппировать по другому признаку, например по признаку принадлежности (или непринадлежности) к учащимся, будет получено две группы – учащиеся и неучащиеся. Перекрёстную группировку можно осуществить, если использовать эти два признака – половой признак и признак принадлежности к учащимся. Легко убедиться в том, что применение такой перекрёстной группировки позволяет выделить четыре группы потребителей: 1) потребителей мужского пола, которые где-либо учатся; 2) потребителей мужского пола, которые нигде не учатся;3) потребителей женского пола, которые где-либо учатся; 4) потребителей женского пола, которые нигде не учатся.

Очень широко методы перекрёстной группировки используются в современном маркетинге. Правда, полученные результаты в маркетинге называют «Матрицами», например, «матрица Бостонской консультационной группы», «матрица Ансоффа» и т.п. Строго говоря, полученные таблицы перекрёстной группировки матрицами не являются, но, поскольку такое употребление понятия «матрица» в маркетинге стало общепризнанным, то его можно рассматривать как сленг, применяемый по отношению к таблице с результатами перекрёстной группировки.


Лит.: (1) Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. – М., 1993; (2) Светуньков С.Г. Методы прогнозирования экономической конъюнктуры в маркетинговых системах. – СПб., 2002; (3) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).