Учебный процесс

ГИПОТЕЗА

ГИПОТЕЗА – предположение (допущение), выдвигаемое для решения исследовательской задачи. В переводе с греческого языка гипотеза есть тезис, истинность которого не может быть достоверно доказана. В этом смысле и в современной науке гипотеза понимается как предположительное знание. Гипотезы служат для систематизации данных, их дедуктивного упорядочивания, обобщения и предположительного расширения наличных эмпирических данных. Гипотезы применяются также для придания исследованию направленного характера. Такую функцию выполняют частично обоснованные гипотезы, которые являются одновременно и объектом исследования. Выполняя эту функцию, гипотеза выступает либо в форме рабочей, либо в форме предварительных и неточных положений программного характера. Во всех перечисленных случаях различается степень общности предположения и методы его обоснования, что сказывается и на характере проводимого научного исследования (общего или специального).

К научной гипотезе предъявляются требования быть синтаксически грамотной, семантически осмысленной, логически корректной, теоретически обоснованной и эмпирически проверяемой (прямо или косвенно). При соблюдении данных требований гипотеза квалифицируется как научная вне зависимости от того, окажется ли она впоследствии истинной или ложной.

В научных исследованиях встречаются иногда так называемые ad hoc гипотезы (в переводе с лат. «к этому», «специально для этого случая») – непроверяемые самостоятельно предположения, введенные только для защиты некоторых других гипотез от вполне определенных контраргументов. Их действие не распространяется вне гипотез, которые они защищают.

«…Достаточно развитая наука прогрессирует в двух отношениях. С одной стороны, происходит развитие знания в рамках метода, предписываемого господствующей рабочей гипотезой, с другой стороны, осуществляется исправление самих рабочих гипотез» (Уайтхед А. Избранные работы по философии.– М., 1998. – С.625–626.).

«Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его строгой логике. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение: «Если…, то…». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается, но подтверждение следствия не дает логических оснований для достоверности гипотезы. Подтверждение делает гипотезу правдоподобной, вероятной. Отсюда одно из принципиальных требований к хорошей гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вероятно её подтверждение…
Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. В таком случае подтверждение одной гипотезы даёт дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки. Проверка следующего следствия из общей посылки предполагает новые подтверждения и так дальше. Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижения новых гипотез. Итак, исходные гипотезы должны быть развёрнуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез)»
(Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 1998. – С. 96 – 98) .

«Математика – лишь способ выдвижения гипотез, согласованных с наличным знанием. Поэтому трудно переоценить важность проверки выдвинутых гипотез в любом случае – и тогда, когда математика используется, и тогда, когда она не используется в экономической науке. Результаты наблюдений практически всегда подвержены случайным влияниям, поэтому проблема проверки гипотез не может быть решена (за редким исключением) без привлечения средств математической статистики» (Раяцкас Р.Л., Плакунов М.К. Количественный анализ в экономике. – М., 1987. – С. 8.) .

Лит.: (1) Меркулов И.П. Метод гипотез в истории научного познания. – М., 1984; (2) Ивин А.А. Логика. – М.,1999; (3) Зотов А.Ф. Структура научного мышления. – М., 1973; (4) Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).