Учебный процесс

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

( Светуньков С.Г., Хан Т.В. Логико-гносеологическая терминология в экономике (краткий словарь). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 45 - 46.)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – метод научного исследования, при котором мысленно образуются абстрактные объекты, с предельным отвлечением от реальных свойств и признаков, с одновременным рассмотрением идеализированных объектов в предельных условиях и состояниях. Для облегчения процесса исследования при идеализации зачастую не только отвлекаются от реальных свойств объектов, но и придают им свойства, не присущие объекту. Каждый из этих идеальных объектов, упрощённых с помощью такой процедуру, выступает в качестве модели, изучая свойства которой, по аналогии делают вывод о свойствах исходного объекта. Примеры таких идеальных объектов: «материальная точка», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно чёрное тело» и т.п.

В экономической теории используется такое идеализированное понятие как «рынок совершенной конкуренции». Вот его отличительные черты: 1) наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей; 2) однородность продаваемой продукции; 3) ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену; 4) свободный вход на рынок и выход из него; 5) максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах, то есть – полное знание о настоящих и будущих условиях рынка; 6) бесконечная делимость ресурсов и дифференциация производимой продукции . Очевидно, что на практике такие условия не встречаются и свойства рынка совершенной конкуренции представляют собой свойства идеальной модели.
Вот как об этом писал Э.Чемберлин: «Понятие «совершенной конкуренции» может подразумевать, например, отсутствие явлений трения в смысле идеальной текучести или мобильности факторов, так что приспособление к меняющимся условиям, которое практически всегда требует времени, в теории совершается мгновенно. Оно может подразумевать совершенное знание будущего и вытекающее отсюда отсутствие неуверенности. Оно может включать и такие добавочные «совершенства», какие отдельный теоретик может считать удобным и полезным внести в него для решения занимающей его задачи»
(Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). – М., 1996. – С. 33).

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).