Учебный процесс

ИНТУИЦИЯ

ИНТУИЦИЯ (в переводе с лат. «пристальное всматривание») – прямое внелогическое синтезирующее усмотрение истины не только при установлении аксиоматического базиса, но и при формулировке основных определений, понятий, используемых в теории. Интуитивная аргументация представляет собой ссылку на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения. Основой интуиции является взаимодействие наглядных образов и абстрактных понятий, проявляющееся особенным образом на уровне подсознания. Внезапность и неожиданность появления интуитивной догадки объясняется психологами скачкообразными переходами от ассоциативных образов к логическим понятиям.
Различают концептуальную (переход от образов к понятиям) и эйдетическую (образную) интуиции.
Способность интуитивного озарения возникает в результате целенаправленной деятельности человека. Любая интуитивная догадка требует тщательной проверки.
В экономике интуитивная аргументация применяется только в том случае, когда нет возможности использования эмпирических методов обоснования. Чаще всего это происходит в ситуации малоформализуемых задач или в ситуации, когда необходимо быстрое принятие решения. Интуиция является просто плодом хорошего знания темы. Кроме того, реально исследователь работает не в одной, а в нескольких научных программах, точки пересечения которых представляют пункты кристаллизации нового знания. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выражения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.

«Нельзя недооценивать необходимой роли воображения и интуиции в научном исследовании. Разрывая с помощью иррациональных скачков... жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли, она лежит в основе всех истинных достижений науки... Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием» ( Бройль Л. де. По тропам науки. – М., 1962. – С. 294–295.).

«…Научная творческая мысль выходит за пределы логики (включая в логику и диалектику в разных ее пониманиях). Личность опирается в своих научных достижениях на явления, логикой (как бы расширенно мы ее не понимали) не охватываемые. Интуиция, вдохновение – основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем – не вызываются ни наукой, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе» (Вернадский В.И. О науке. Т.1. – С. 464.) .

«Интуиция – прямое усмотрение истины, постижение её без всякого рассуждения и доказательства. Интуитивная аргументация представляет собой ссылку на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения. Интуитивная аргументация обладает слабой доказательной базой. Поэтому интуитивные методы в экономике применяются только в том случае, когда нет возможности использования эмпирических методов доказательства. Чаще всего это происходит в ситуации малоформализуемых задач или в ситуации, когда необходимо быстрое принятие решения. Интуиция является одной из составляющих элементов экспертных методов» (Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. – СПб., 2003. – С. 145) .

Лит.: (1) Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М., 1974; (2) Кармин А.С. Научное мышление и интуиция. Эйнштейновская постановка проблемы // Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. – Киев, 1983; (3) Бунге М. Интуиция и наука. – М., 1967; (4) Диев В.С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск, 1998

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).