Учебный процесс

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ – логическая форма, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета мышления. Это основная форма фиксации наших знаний о предмете.
Суждение может быть истинным или ложным.
В зависимости от структурных особенностей различают суждения по содержанию предиката (понятия, отражающего признак предмета), по качеству связки, по объему субъекта (понятия, отражающего сам предмет).
По содержанию предмета суждения делятся на суждения существования (решают вопрос о наличии предмета нашей мысли), атрибутивные (дают знания о свойствах предмета или о его принадлежности к определенному классу предметов) и суждения отношения (выражают различные отношения между предметами).
По качеству связки суждения делятся по их основной логической функции, т.е. утверждения или отрицания.
По объему субъекта суждения могут быть общими, частными и единичными.
В зависимости от характера отношений между субъектом, предикатом и типа логических союзов «или – или», «если…, то…» суждения делятся на категорические, разделительные и условные.
Суждение существования: «Стратегия маркетинга – принципиальные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия на достижение поставленных целей». В данном суждении субъектом является понятие «стратегия маркетинга», предикатом – признак «принципиальные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия на достижение поставленных целей».

Атрибутивное суждение: «Доли государственного сектора хозяйства в странах Западной Европы больше, чем в США».
Суждения по объему субъекта: «Все юридические и физические лица должны платить налоги в зависимости от размера полученного дохода» – общее суждение.
«Некоторые бизнесмены не имеют высшего образования» – частное суждение.
«Успех в науке достигается или одаренностью, или упорным трудом» – разделительное суждение.
>«Если на рынок поступает больше товаров и услуг, то их реализация возможна лишь при условии снижения цен» – условное суждение.

Суждение – более сложная часть мысли, чем понятие, и его формирование представляет собой другую составляющую человеческой деятельности – научной или практической. Как уже говорилось выше, суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается связь между объектами и признаками. Суждение может быть истинным или ложным. Задача науки – формулировка истинных суждений. Для этого используются законы логики.

Закон непротиворечия, который сформулировал ещё Аристотель гласит: «невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать об одном и том, взятом в одном и том же месте в одно и то же время в одном и том же отношении.»
Иногда, правда, чрезвычайно редко, встречаются нарушения этого закона: «В соответствии с приведённой схемой, человеческий фактор – это поколение людей текущего этапа развития общества, на которое ориентирована разработка и осуществление программы созидания человека-созидателя, то есть нового поколения людей, задачей которого должна стать необходимость обеспечения прогресса на очередном этапе развития общества» (Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем: история, теория, практика. – СПб., 1997. – С. 304.).
Противоречие в данном суждении заключается в том, что одно и то же сообщество людей, по мысли автора, является как «поколением людей текущего этапа», так и « новым поколением людей».

Закон тождества: каждая мысль должна быть определённой и сохранять свою однозначность на протяжении всего умозаключения (быть тождественной самой себе). Пример нарушения этого закона часто можно встретить в практике маркетинговых коммуникаций. Иногда это делается преднамеренно для привлечения внимания потребителей в рекламе товара. Но встречаются и непреднамеренные нарушения этого закона. Так, известно, что абзац любого текста – это законченная мысль, но иногда учёные выражают эту мысль так небрежно, что нарушают закон тождества.
Вот пример одного из таких абзацев (законченная мысль): «В дальнейшем модели дополнялись учётом внешнеторговых аспектов, что означает: создание условий для выпуска национальной конкурентоспособной продукции на внешнем, мировом рынке – залог успеха модернизации страны» (Ковалёв С.Г. Трансформация общественного производства: СССР – Россия. Очерк истории. Часть 2. – СПб., 1996. – С. 111.).
Легко убедиться в нарушении закона тождества, поскольку в данном предложении, выделенном автором в абзац, угадывается несколько разных мыслей: о действиях с экономическими моделями; о том, что эти действия свидетельствуют о трансформации экономических знаний; о том, что итогом этих знаний явилось понимание важности выпуска конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Все три мысли соединённые вместе в одном предложении, приводят к неправильному формированию суждения.

Закон исключения третьего. Если имеются два противоречащих высказывания об одном и том же объекте, взятые в одно и то же время, в одном и том же отношении, то одно из них – истинно, а другое – ложно. Третьего не дано. Это говорит о том, что у объекта не могут присутствовать одновременно два противоречащих признака.
Встречаются нарушения и этого закона: «Учёные-атеисты не отрицают существования бога, но они не уверены в этом и пытаются с научных позиций объяснить все явления, происходящие на Земле и в Космосе» (Бондаренко Н.И. Указ.соч. – С. 346.).
По определению атеист – человек, не верящий в бога. Поэтому учёный-атеист, если он таковым является на самом деле, обязательно отрицает существование бога. Тем более он не может быть «не уверенным в этом». Как видно, в данном суждении совмещены два противоречащих друг другу понятия – учёный, отрицающий существование бога, и он же – учёный, не отрицающий существования бога.

Закон достаточного основания, сформулированный Лейбницем, устанавливает, что ни один факт не является истинным или действительным, ни одно положение не является истинным без того, чтобы не было достаточного основания, ничто не должно утверждаться без основания. То есть для обоснования каждого суждения должны быть представлены достаточные основания.
Пример суждения, не подкреплённого выполнением закона достаточного основания: «Вывод о том, что объектом управления в социальной системе является не человек, а программа его деятельности, является по мнению автора, самым главным результатом исследования настоящей монографии. Его значение приравнивается открытию, реализация которого и должна обеспечить (по Вернадскому) «великий переворот, с которым не могут сравниться все … раньше пережитые…» (Бондаренко Н.И. Указ.соч. – С. 154).
Суждение о том, что автором цитируемой книги совершено открытие, да ещё с такими последствиями («великий переворот»), лишено достаточных оснований, поскольку личное мнение автора таким основанием не является.

Лит.: (1) Кириллов В.И. Старченко А.Д. Логика – М., 1987; (2) Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. – М., 1997; (3) (1) Ильин В.В. Философия науки. – М., 2003; (2) Ильин В.В. Структура и развитие научных теорий. – М., 1980; (3) Философия науки: проблема рациональности. – М., 1994.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).