Учебный процесс

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ – 1) учение о закономерностях научного познания, принципах и методах его организации, 2) система определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности.

Методология науки включает исследование общих оснований, закономерностей научного познания, принципов и методов как средств его организации, развития и применения результатов научной деятельности в практике. Кроме этого, методология изучает структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания. Методология служит «навигатором» в сложном пути научных изысканий. Исходя из понимания науки как специфической деятельности по производству знаний, методологию следует рассматривать как единство знания и действия.
Методология дает методы вербального определения научных понятий. И главный из них – как выделить определяющие признаки. Для этого необходимо отвлечься от несущественного для решаемой с помощью данного определения задачи и выделить существенное в «чистом виде». Например, математика выделяет в чистом виде в качестве существенного для нее только количественные отношения действительности, почему часто именуется «чистой математикой».
Отрасль физики, например механика Ньютона, изучая качественные отношения действительности, идеализирует их, доводя до «предела», то есть либо до бесконечности (например, таковой может быть скорость распространения физических взаимодействий), либо до нуля (например, превращая в математическую точку размеры физического тела). Для выделения в чистом виде содержания научных терминов методология разрабатывает специальные методы, например, методы алгоритмизации (конструктивизации), квантификации, качественного уточнения и т. п., на основе идеализации.

К сожалению, достаточно часто встречается в экономике неправильное толкование и употребление понятия «методология». Забавно, например, когда студент пишет, что он развил в дипломной работе «экономическую методологию». Очевидно, что этого быть не может. Значительно более неприятные последствия имеет неправильное употребление этого термина серьёзными учёными. Вот один из таких досадных примеров:

«Методологической основой теории региональных рынков является региональный воспроизводственный процесс, охватывающий взаимосвязи субъектов рыночных отношений» (Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – С. 18) . Почему в данном случае допущена ошибка? Любая методология – это учение о принципах, формах и способах научно – исследовательской деятельности. Методологической основой любой теории не может выступать объясняемый этой теорией объективный процесс! Изучение объективного процесса, безусловно, может привести к созданию методологических основ теории, но надо всегда помнить, что основу любой методологии закладывает мыслительный процесс учёного, который всегда субъективен. Региональный воспроизводственный процесс объективен, поэтому не может служить «методологической основой теории».

«Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надёжным основанием знания. С формальной точки зрения методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т.е. поисковая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знаний имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания» (Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998. – С. 53 – 54.) .

Между методологией и теорией существует тесная и сложная взаимосвязь. При исследовании нового объекта или явления, в самом начале формирования нового научного направления, методология этого нового научного направления ещё не сформировалась. На базе других, чаще всего общенаучной методологии, формируются первые теории этого направления, которые объясняют основные моменты изучаемого явления. На базе этих теорий появляются новые принципы исследования, методы и подходы, разрабатываются концепции исследования и т.п., то есть – формируется соответствующая методология. На базе этой методологии уже формируются новые, дополняющие научное знание в данной области, теории. Эти теории, в свою очередь, расширяют методологию данного научного направления и так далее.

Лит.: (1) Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. – М., 1995; (2) Математическая энциклопедия, т.1 – 5. – М.: Советская энциклопедия, 1979; (3) Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. – М., 1999; (4) Философия и методология науки / Под ред. В.И. Кузнецова. – М., 1996.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).