Учебный процесс

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ – условный образ объекта или процесса, воспроизводящий существенные структурные и функциональные особенности оригинала, позволяющие исследователю понять его закономерности. Поскольку познавательные способности исследователя ограничены, в его представлении об окружающем мире фигурируют модели – условные образы реальных объектов. Без моделей и моделирования невозможно познание. Построение модели дает возможность объяснить сущность непонятного или малоизученного явления путем сопоставления его с хорошо известным, изученным объектом.

«Модель характеризуется следующими признаками: объективным соответствием с моделируемым объектом; способностью к замещению объекта; общностью свойств с моделируемым объектом (при этом модель охватывает не все свойства оригинала, а лишь те из них, что важны для целей исследования); способностью давать в ходе исследования информацию, допускающую опытную проверку; наличием чётких правил перехода от модельной информации к информации о самом объекте» (Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. – СПб., 2000. –С. 83.) .

"Для выбора места расположения исследовательских подразделений разработаны различные модели: технологическая кривая, матрица технологического портфеля, модифицированная модель конкуренции М.Портера и т.п. Модель технологической кривой исходит из того, что каждая технология имеет свой естественный предел, причём по мере приближения к нему для улучшения параметров продукта (процесса) необходимы всё большие удельные инвестиции. Эти предпосылки отражаются в выборе в качестве модели S–образной кривой" (Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб., 2000. – С. 518.) .

"Модель человека в произведениях английских классиков (обычно она именуется концепцией "экономического человека") характеризуется:
- определяющей ролью собственного интереса в мотивации экономического поведения;
- компетентностью экономического субъекта в собственных делах;
- существенными классовыми различиями в поведении. По существу, модель "экономического человека" относится только к предпринимателю;
- главенством для предпринимателя мотива максимизации прибыли (хотя сам этот термин появился лишь в 80-е годы XIX в.) с учётом неденежных факторов благосостояния"
(Потёмкин В.К. Управление персоналом: методологические основы исследования трудовой деятельности // Управление персоналом. Учёные записки. Книга II. – СПб.: СПбАУП, 2004. – С. 8.) .

Различают модели вещественные (материальные), знаковые модели (графические и математические), материально-идеальные (деловая игра), словесное описание.
В условиях, когда знания об объекте находятся в начальной стадии исследования, его свойства ещё не полностью выявлены и описаны. Они сложно поддаются измерению, поскольку ещё не предложены показатели, которые следует измерять, поэтому учёные пользуются на этом этапе словесным описанием как первой моделью.
В ходе познания свойств оригинала становятся известными причинно-следственные связи, как объекта исследования, так и связи между элементами этого объекта, если оно представляет собой систему. Описать эти связи возможно уже с помощью материально-идеальных моделей. В экономике, например, часто проигрывают в этом случае различные деловые ситуации, характерные для управления персоналом, маркетинга и т.п.
На более глубоком уровне познания объекта становятся известными не только сами причинно-следственные связи, но их сила и направление, обосновываются первые показатели, хотя измерить их в метрической шкале пока ещё оказывается сложно. В этом случае уже возможно использование графических моделей. Так, например, экономическая теория долгое время оперировала словесными описаниями, но уже к концу XIX - началу XX века смогла перейти к использованию графических моделей (А.Маршалл), что существенно расширило возможности науки и помогло выявить и описать новые закономерности сути происходящих в экономике процессов.
В случае, когда показатели объекта и его взаимосвязей могут быть измерены в какой-нибудь из количественных шкал, учёные получают возможность, наряду с уже перечисленными моделями, использовать математические модели, что ещё больше расширяет возможность для изучения объекта исследования.
Вещественные (материальные) модели в экономике практически не используются.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).