Учебный процесс

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ – результат отражения в сознании человека существенных признаков предмета мысли и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме. Результат абстрагирования, выделения определённых классов предметов с помощью обобщения указанных предметов посредством их отличительного или существенного признака.
Понятием также называют мысль, представляющую собой обобщение предметов некоторого класса по их специфическим признакам, причём предметы одного и того же класса могут обобщаться в понятии по разным совокупностям признаков. Основной логической функцией понятия является выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного явления. В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятий составляет совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Объем понятия – элемент структуры понятия, отражающий множество (класс) предметов, на которые оно распространяется.

По объему понятия делятся на единичные и общие, собирательные и несобирательные, по содержанию на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные. Так, понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным, например, "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов", "Центральный банк России". Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим, например, "университет", "банк". Собирательные понятия – понятия, в которых мыслятся признаки совокупности элементов, составляющие единое целое, например, "коллектив", "созвездие".

Общие понятия употребляются в разделительном (суждение относится к каждому элементу класса) или собирательном (высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве и неприложимо к каждому элементу в отдельности). Например, в суждении "В странах с развитой рыночной экономикой существует эффективная система налогообложения" понятие "эффективная система налогообложения" употребляется в разделительном смысле, оно относится ко всем странам, имеющим развитую рыночную экономику. В суждении "Банки выдали в прошлом году малым предприятиям Кубани кредитов на 2) миллиардов рублей" понятия "банки" и "малые предприятия" употреблены в собирательном смысле.

Определение понятия, т.е. раскрытие его содержания должно указывать на ближайшее родовое понятие и на то, чем данное понятие отличается от других. Соотношение объемов соответствующих понятий характеризуется как род (полное множество предметов), вид (совокупность предметов, выделенная из этого множества по какому-то признаку), индивид (отдельно взятый единичный элемент объема исходного понятия). Например, «деньги» (род), «бумажные деньги» (вид), «рубль» (индивид).

Различают эмпирические и теоретические понятия. Первые основываются на наблюдаемых признаках, которые присущи вещам и явлениям реального мира, вторые – на ненаблюдаемых свойствах и отношениях, которые возникают в процессе абстракции и идеализации.

Научное понятие – это слово или словосочетание, отражающее достоверные (истинные) знания об объекте или явлении. Классификация научных понятий – это частный вид логического деления понятий на определенные классы.

«Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли. Оксфордский словарь определяет менеджмент как способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки. Словарь иностранных слов переводит его как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности» ( Глухов В.В.Менеджмент. Учебник. – СПб., 2002. – С. 6.).

Лит.: (1) Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. – М., 1989; (2) Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. – М., 1989; (3) Ивлев Ю.В. Логика для юристов. – М., 2001; (4) Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. – М.,1998; (5) Горский Д.П. Определение. – М.,1974.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).