Учебный процесс

ПАРАДИГМА

ПАРАДИГМА – ( с греч. «пример», «образец») одно из основных понятий, введенных американским философом Т.Куном для обозначения принятых научным сообществом теоретических систем.
Парадигма выступает как модель или образец исследования в той или иной отрасли науки. Такие исследования имеют своей целью охранительную функцию, связанную со спасением принятой теории от разрушительного действия аномалий. Именно поэтому ученые заняты эмпирической разработкой доминирующей теории, уточнением фактов, созданием и усовершенствованием средств и инструментов установления более тесного соответствия теории и действительности. В рамках одной парадигмы могут сосуществовать науки – это сохранение накопленных знаний, «кумулятивное предприятие» (Т.Кун). Развитие науки происходит в результате революционной смены парадигм.

«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений…» ( Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. – С.11).

«Для допарадигмального периода в особенности характерны частые и серьёзные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений, хотя они служат скорее размежеванию школ, чем достижению согласия…» ( Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. – С.75).

«В развитии любой науки первая общепринятая парадигма обычно считается вполне приемлемой для большинства наблюдений и экспериментов, доступных специалистам в данной области. Поэтому дальнейшее развитие, обычно требующее создания тщательно разработанной техники, есть развитие эзотерического словаря и мастерства и уточнение понятий, сходство которых с их прототипами, взятыми из области здравого смысла, непрерывно уменьшается. Такая профессионализация ведёт, с одной стороны, к сильному ограничению поля зрения учёного и к упорному сопротивлению всяким изменениям в парадигме. Наука становится всё более строгой» (Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. – С.94).

Лит.: (1) Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977; (2) Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).