Учебный процесс

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА – форма теоретического знания, содержанием которой являются некоторые затруднения, требующие преодоления с помощью теоретического или эмпирического исследования (знание о незнании).
В науке как особом виде деятельности проблемы всегда возникают лишь в рамках некоторого существующего в явном виде знания. Объективные предпосылки, круг интересов исследователя и существующая система знаний придают проблемам определенную направленность. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два составных момента (этапа процесса познания) – ее постановку и решение. Проблемы оценивают с точки зрения их актуальности, новизны, разрешимости
Оптимальный выбор проблемы, а значит и направления исследования, носит творческий характер и предполагает критическое переосмысление, обобщение, выявление недостатков предлагаемых решений, постановку нового комплекса задач. Поиск, формулировка и решение проблем являются основными чертами научной деятельности.
При постановке и решении научной проблемы необходимо выделить определенную систему понятий, в соответствии с целями исследования наметить систему методов, выбрать научную традицию, т.к. «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль» ( Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987. – С. 228).

«Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке» (Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1965.– С. 78.).

Лит.: (1) Ильин В.В. Структура и развитие научных теорий. – М., 1980; (2) Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. – М., 1993; (3) Мягкова Л.И., Храленко Н.И. – Методология научного познания (текст лекций). – СПб, 1994.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).