Учебный процесс

РЕДУКЦИОНИЗМ

РЕДУКЦИОНИЗМ – методологический принцип, согласно которому для упрощения исследования объектов высшего порядка изучаются закономерности, свойственные объектам низшего порядка и результаты переносятся на высшие. Абсолютизация принципа редукции, игнорирование специфики уровней организации не позволяют объективно объяснить качественную специфичность сложных образований, неизбежно ведут к заблуждениям в познании.
Редукционизм характерен для многих учёных, занимающихся экономико-математическим моделированием, когда они, построив некоторую математическую модель сложного социально-экономического объекта по свойствам этой модели пытаются судить о свойствах самого объекта, игнорируя условность этих выводов. Любая модель представляет собой субъективное отображение некоторой реальности, объективно существующей. Поэтому и модель является упрощённым аналогом реального объекта. Игнорирование этого очевидного явления, редукционизм, ведёт к существенным ошибкам в познании.

Лит.: (1) Зеленогорский Ф.А. О методах исследования и доказательства. – М., 1998; (2) Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994; (3) Истина и ценности в научном познании. – М., 1991.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).