Учебный процесс

ШКАЛА

ШКАЛА – система чисел или иных элементов, принятых для оценки или измерения каких-либо величин. Различные типы шкал используются в прикладной экономике для измерения и последующей обработки первичной маркетинговой информации. Шкалы бывают одномерными и многомерными. В экономике и маркетинге наибольшее распространение получили одномерные шкалы. Многомерные шкалы используются, в частности, для измерения скрытых установок личности.

«Числовые шкалы, используемые для получения маркетинговой информации, классифицируются по способу преобразования информации в числа. Количество подобных способов преобразования достаточно много, поэтому в теории измерений задают некоторую точность данного преобразования, ограничивающее данное множество. Это ограниченное множество преобразований называют допустимым. Таким образом, тип шкалы определяется соответствующим этой шкале множеством допустимых преобразований. Из всего множества теоретически возможных шкал на практике чаще всего используются четыре типа шкал: номинальная, порядковая, интервальная и метрическая шкалы.

Каждая из шкал определяется наличием или отсутствием четырех характеристик: описание, порядок, расстояние, начальная точка.
Описание шкалы предполагает использование единого способа записи информации, то есть характеризует составляющие шкалу элементы, например степень согласия, или способ согласия («да», «нет», «не знаю»). При этом между данными элементами не вводится какая-либо характеристика сравнений – осуществляется только идентификация информации.

Порядок характеризует наличие отношений в способах записи информации, наличия крайних точек зрения («не согласен», «не совсем согласен», «согласен», и т.п.). При этом предусматриваются некоторые сравнительные характеристики, позволяющие, например, упорядочить отношение к предмету исследования.

Расстояние шкалы может быть измерено. Это значит, что оно существует только в тех шкалах, в которых элементы шкалы определены количественно, а между этими элементами шкалы имеются интервалы, расстояние между которыми имеет смысловое значение.

Начальная точка задает тот или иной уровень соотношений между элементами шкалы. Начальную точку не надо путать с точкой отсчёта. Каждая начальная точка является точкой отсчёта, но не каждая точка отсчёта может быть начальной точкой. Например, начальная точка шкалы измерения массы тела в килограммах говорит о том, что нулевое значение на этой шкале (нуль килограммов) свидетельствует об отсутствии массы тела вообще. Поэтому эта точка, являясь точкой отсчёта, одновременно является и начальной точкой шкалы измерения массы. Если же за начальную точку измерения массы тела взять массу тела автора этой книги на момент написания этих строк, и назвать её нулевой точкой, то эта точка будет только точкой отсчёта новой шкалы измерения массы тела, но не начальной точкой. Действительно, наличие нулевой массы в этой авторской шкале измерений не свидетельствует об отсутствии массы у любого тела с такой величиной оценки, более того, автор, масса которого в этой новой шкале измерений равна нулю, был бы не прочь избавиться от некоторой части этой массы и перевести её значения в отрицательную часть новой шкалы измерений. Шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало» (Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. – СПб., 2003. – С. 35– 36).

Лит.: (1) Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. – СПб., 2003; (2) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998; (3) Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. – М., 1987; (4) Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2. – М., 1990; (5) Раяцкас Р.Л., Плакунов М.К. Количественный анализ в экономике. – М., Наука, 1987.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).