Учебный процесс

НАУКА

НАУКА – система организованного производства нового знания, имеющая непосредственную цель – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Критерии науки: объективность, системность, строгая доказательность, достоверность, нацеленность на практику, ориентация на предвидение и др.
Основные функции науки: познавательная (приращение знания), образовательная (получение знаний человеком в процессе социализации), технологическая (стимулирование технического прогресса, обеспечение прикладных разработок) и экспертная (контроль стратегий социально-экономического развития).
По предмету и методу познания науки можно подразделить на естественные науки (науки о природе), общественные (гуманитарные, социальные), технические, математические. По характеру направленности и отношению к практике науки делятся на фундаментальные (познание законов природы и общества безотносительно к практическому использованию) и прикладные (непосредственная ориентация на применение результатов научного познания в реальной жизни).
Наука включает теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, неразрешенные проблемы, гипотетические объекты с неясным познавательным статусом, парадоксы, противоречивые объекты и т.д. Наука не статична, а динамична, процессуальна, изменчива.

«Человек становится субъектом, а мир – образом, сущее в целом берется теперь так, что оно только тогда становится сущим, когда поставлено представляющим и устанавливающим его человеком» – классическая формулировка М.Хайдеггера классического идеала научного знания. «Некоторые ученые рисуют картину мира науки как приводимую в действие своей собственной внутренней логикой и развивающуюся по своим собственным законам в полной изоляции от окружающего мира. В этой связи нельзя не заметить, что многие научные гипотезы, теории, метафоры и модели... формируются под влиянием экономических, культурных и политических факторов, действующих за стенами лаборатории. Я отнюдь не утверждаю, что между экономическим и политическим строем общества и господствующим научным мировоззрением, или «парадигмой», существует тесная параллель. Еще в меньшей степени я склонен считать, как это делают марксисты, науку надстройкой над общественно-экономическим базисом. Вместе с тем было бы неверно рассматривать науку как своего рода независимую переменную. Наука представляет собой открытую систему, которая погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей. Наука испытывает на себе сильнейшее воздействие со стороны окружающей ее внешней среды, и развитие науки, вообще говоря, определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям» (Тоффлер О. Наука и изменение. Предисловие к кн.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.– М., 1986. – С.13–14.) .

Лит.: (1) Хайдеггер М. Время картины мира. // Время и бытие. – М.,1991; (2) Кохановский В.П. Философия и методология науки – Ростов н/Д., 1999; (3) Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001; (4) Мамчур Е.А. Гуманистическая критика науки: аргументы за и против // Ценностные аспекты науки. – М., 1990; (5) Пуанкаре А. О науке. – М, 1983; (6) Кун Т. Структура научных революций. – М.,1977.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).