Учебный процесс

ТЕМА И РЕМА

ТЕМА И РЕМА – виды информации об объекте научного исследования
Тема (в переводе с греческого языка "то, что положено в основу") –называемая или подразумеваемая, не содержащая новизны, информация устного или письменного сообщения, логическое подлежащее суждения.
Рема (в переводе с греческого "слово", "изречение", "буквально сказанное") – логическое сказуемое суждение, содержащее основную (новую) информацию о предмете сообщения. Рему выделяют с помощью наречий "именно", "только".

Научиться распознавать и выделять тему и рему необходимо для логически правильного построения текста, т.к. к одному из критериев научности текста относится его структурированность, а значит, и связность, логичность, цельность.

Структура научно-исследовательских текстов (курсовых, дипломных работ, диссертационных исследований) складывается, как правило, из двух основных блоков.

Первый из них представляет собой исторический и логический анализ разработанной литературы по исследуемой проблематике для обнаружения некоторых пробелов, неточностей или потребностей уточнения отдельных аспектов исследования, а второй блок содержит, собственно, основную информацию научного текста. При необходимости в структуру исследовательской работы включают третий блок – экспериментальный, в котором эмпирическим путем подтверждаются (или отвергаются) теоретические выводы.

В данной структуре первый блок – это тема, а второй (или второй и третий) представляет собой рему. Новую информацию содержит именно вторая часть работы, но ее полнота возможна лишь в сочетании с первым блоком текста, т.е. с темой.

Навыки выделения темы и ремы необходимы не только для оформления научных текстов, но и для постановки исследователем четких задач. Всякая научная работа преследует определенную цель, для достижения которой определяются объект и предмет исследования. Формулировка последних вызывает определенные затруднения у начинающих исследователей, сказывающиеся на качестве работ. Четкое выделение объекта и предмета исследования способствует рациональному и плодотворному осуществлению исследовательского проекта.

При обозначении объекта исследования необходимо выделить известную информацию из данной области знания, некоторые решенные вопросы в предшествующих научных исследованиях, т.е. тему.

Предмет исследования формулируется исходя из того аспекта проблемы, о котором будет получено новое знание, т.е. ремы.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).