Учебный процесс

ТЕОРИЯ НАУЧНАЯ

ТЕОРИЯ НАУЧНАЯ – целостная система знания, совокупность фундаментальных положений, дающих описание, объяснение и предсказание каких-либо явлений, аспектов действительности. В более общем случае любая теория – это некоторое объяснение каких-либо явлений и процессов. Научной теория может быть в том случае, когда для этого объяснения используется научный инструментарий, основные научные методы и принципы, а объект исследования представляет собой реально существующее явление.

Теория в определенном отношении сходна с моделируемой реальностью, является ее упрощением и служит целям познания этой реальности. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

На теоретическом уровне исследователи получают ответы на вопросы о том, каково содержание объекта исследования, и почему он устроен и функционирует именно таким образом.

Методы построения теории:
аксиологический,
гипотетико-дедуктивный,
метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

К основным компонентам теории относятся: основные понятия, принципы, законы, идеализированные объекты.
Среди способов построения теории особую роль играют наделение основных положений логическими связями, минимизация исходных допущений, построение её в форме аксиоматической системы, её формализация.

Теория — это дедуктивная система утверждений. Дедуктивная организация может начинаться с множества независимых предложений и заканчиваться аксиоматическим построением теории, являющейся высшей ступенью дедуктивной организации.

Теории подразделяются на описательные, математизированные, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, социологические и т.д.

Независимо от своего типа научная теория – это совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Для теории обязательным является требование обоснования основных положений, объяснения широкого круга явлений, вскрытия причин и закономерностей изучаемых явлений. И «всегда остается неизменным самое существенное требование к любой научной теории – теория должна соответствовать фактам… В конечном счете только опыт вынесет решающий приговор» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1987. – С. 260.). Т.е. под теорией нужно понимать эмпирически обоснованную систему гипотез, существующую до последующего опровержения практикой.

Научная теория должна быть непротиворечивой, обладать простотой, целостностью, полнотой, завершенностью. «Решение о правильности теории оказывается, таким образом, длительным историческим процессом, за которым стоит не доказательность цепочки математических выводов, а убедительность исторического факта. Завершенная теория так или иначе никогда не является точным отображением природы в соответствующей области, она есть некая идеализация опыта, осуществляемая с помощью понятийных оснований теории и обеспечивающая определенных успех» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1992.– С. 185–186.)

«Теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добивается этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1987.– С. 264.).


«Если соединять факты некоторой специфической области более или менее исчерпывающим образом, то мы быстро убедимся, что эти факты могут быть выстроены в определенном порядке. Этот порядок устанавливается неизменно с помощью некоторой понятийной структуры такой, в которой существует связь между индивидуальными объектами данной области знания и понятиями структуры и между теми же фактами в данной области знания и логическими отношениями среди понятий. Понятийная структура есть ни что иное, как теория данной области знания… Если мы рассмотрим имевшиеся теории более тщательно, то во всех случаях увидим, что в основании их понятийной структуры лежат именно те несколько предположений о данной области знания, которые достаточны для построения из них полной структуры знания в этой области в соответствии с логическими принципами… по мере дальнейшего развития любой науки становится все более необходимым целенаправленное выделение ее основополагающих предположений в чистом виде, осознания их в качестве аксиом и «помещение» их в «фундамент» данной области знания… Если теоретическая основа конкретной науки — это представляющая ее понятийная структура, то для упорядочивания и развития исходной области знания ей необходимо соответствовать двум основным требованиям: она должна, во-первых, предлагать общий взгляд на зависимость или независимость утверждений теории и, во-вторых, гарантировать непротиворечивость всех утверждений теории. Эти пункты обязательны для аксиом каждой теории» (Гильберт Д. Избранные труды. Т. II. Анализ. Физика. Проблемы. Personalia. – М.: Изд-во «Факториал», 1998. – С. 81.).

«Человек... никогда не упускает из виду, что в основе теории лежит предположение, гипотеза и никогда не забывает существования той ненаполнимой бездны, которая разделяет гипотезу – как бы вероятна она не казалась – от факта» (Бутлеров А.М. Соч. Т.3.– М., 1958. – С. 54).

Лит.: (1) Методологический анализ оснований математики / Отв. ред. М.И. Панов; Пер. с англ. А.Г. Барабашева. – М., 1988; (2) Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. – М., 1978; (3) Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М., 1999.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).