Учебный процесс

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ

( Светуньков С.Г., Хан Т.В. Логико-гносеологическая терминология в экономике (краткий словарь). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 115 - 117.)

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ – один из важнейших инструментов системного анализа, предусматривающий использование различного рода процедур группировки условий и факторов, определяющих ситуацию. Это - метод поиска устойчивых сочетаний индикативных свойств объектов, рассматриваемых в соответствии с высказанной гипотезой на основе анализа нескольких индикативных признаков. Типологизация предусматривает более высокий уровень обобщения, чем классификация, основанием которого выступают не сочетания индикативных признаков, а понятия, которые определяют эти индикативные признаки.

Результатом типологизации является структурированная определённым образом совокупность типов. Вот как, например, выделяются денежные типы личностей в психологии :

Тип личности и характеристика:
Скряга. Увлекательно само по себе накопление денег. Присущ страх потери, недоверия к окружающим. С помощью денег обретает чувство защищенности, безопасности.
Транжир.Бесконтрольно расходует деньги, особенно в периоды депрессии, появляется ощущение своей незначительности, отверженности. Такое поведение – часто неосознаваемая отдушина. Деньги имеют терапевтический смысл, являются символом защиты, безопасности. Они делают человека более здоровым и счастливым. Часто это люди с низкой самооценкой, уверенные в том, что деньги ее повышают. Однако удовольствие от владения деньгами носит временный характер.
Денежный мешок. Захвачен деньгами, которые рассматривает как лучший способ добиться высокого статуса и одобрения окружающих. Деньги для него – источник силы, обеспечивающий власть.
Торгаш. Испытывает ощущение превосходства над другими, когда удается купить вещи за меньшие суммы. Раздражается, если приходится платить запрашиваемую цену.
Игрок. Бодр и оптимистичен, когда принимает вызов, получает выигрыш или проигрыш от игры. Деньги для него – символ свободы.
Коллекционер. Деньги представляют ценность как предмет искусства. Хорошо понимает их стоимость в этом смысле. По типу деятельности ближе всего к «торгашу». По профессии может быть кем угодно, нередко коллекционирование становится основным занятием.
Абстракционист. Безразличен к деньгам, накоплению, покупкам. Охотно поручает распоряжаться заработанными деньгами близким людям, высвобождая время для работы. Часто встречается среди работников творческого труда.
Конкретик. Человек, для которого деньги представляют вполне осознанную и определенную ценность. Недостаток денег воспринимает трагически. Придерживается этики вещизма и накопительства.
Завистник. Завистлив и неприязнен к преуспевающим людям, неспособен взять на себя ответственность за свои неудачи. В случае денежной удачи кичлив к тем, кто имеет меньше денег.
Паразит. Готов жить на подачки, не несет ответственности ни за кого и ни за что. Представитель социальных низов.
Фальшивомонетчик. Ярко выраженная наклонность получения выгоды путем обмана. Не обязательно богатый человек (Экономическая психология / Под ред. И.В.Андреевой. – СПб., 2000. – С. 211 – 212.).

Лит.: (1) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998; (2) Светуньков С.Г., Аренков И.А. Логика маркетинговых решений – СПб., 2001; (3) Петров Ю.А. Азбука логического мышления. – М., 1991; (4) Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М., 1994.

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).