Что делать

8. Формирование коммунистического верования

Но ложь большевиков преследовала не только цель искажения информации о реальной ситуации советской жизни для представления её в выгодном для власти свете. На таком обмане советская власть долго бы не продержалась, ведь советские люди жили в этих условиях и разницу между декларируемым и реальным видели все. Поэтому к началу 30-х годов сформировалась и другая цель советской пропаганды - формирование у советских людей (и не только!) новой коммунистической веры.

Под верой, по определению, понимается индивидуальный способ восприятия и фильтрации информации вне рациональной аргументации в соответствии с установками веры [Kazantseva]. Главное здесь – вера без обоснования, бездоказательная. Почему вера нужна человеку, да потому, что наличие веры обеспечивает социальную, психологическую и информационную безопасность личности. В основе веры лежит инстинкт избегания психологического дискомфорта от сомнений, которых советская власть давала советскому человеку в изобилии. У человека, верующего во что-то, имеется уникальная возможность терпеть неурядицы и стойко переносить лишения ради того, во что он верит. Верующая личность, встречающая противоречивые вере факты, не будет их использовать для пересмотра веры – они будут отражаться в сознании личности параллельно вере, отнюдь не умаляя её.

Верование может быть и индивидуальным, но для личности, находящейся в социуме, оно распространяется в группе, а механизм контроля через групповое давление закрепляет и само верование, и стремление его сохранять. Вера – это результат внушения, а потому все годы существования советской власти её средства массовой информации занимались этим внушением.

Внушение веры складывается из личного отношения к вере и отношения к ней между социальными группами общества. Вера поддерживается культами и нормами, которые реализуются соответствующими организациями (институтами).

Пример христианской веры и её влияния на жителей страны был перед глазами большевиков, а потому они начали борьбу с религией, параллельно формируя новую веру – в светлое коммунистическое будущее. Люмпен-пролетарии во власти, разрушая религию и церкви, занялись созданием новых институтов формирования и поддержки веры. Первым в этом ряду в январе 1921 года был создан научно-исследовательский Институт Маркса и Энгельса, вторым в декабре 1921 на правах отдела ЦК РКП(б) был создан Институт партии (Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б)), а затем ещё при жизни «вождя» был создан институт его имени - Институт Ленина на правах отдела ЦК РКП(б) (28 сентября 1923 года). 3 ноября 1931 года решением Президиума ЦИК СССР все эти институты были объединены в Институт Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б) (ИМЭЛ). При этом из прежнего состава сотрудников была сохранена только половина, остальную половину обновлённого Института заняли люди с «нужным» мировоззрением с соответствующими последствиями этого мировоззрения для центрального направления работы института, который впоследствии называли Институтом марксизма-ленинизма.

Этот институт формировал догмы коммунистической веры так, как велел ему ЦК, поскольку он занимался сбором и хранением документов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, материалов об их жизни и деятельности, собирал и хранил документы о разных партийных деятелях и самое главное - издавал материалы и документы по истории КПСС, марксистско-ленинской теории, научному коммунизму, а также труды и биографии вождей. Он же формировал догмы официальной истории советской страны – символ коммунистической веры. И при необходимости замалчивал отдельные факты. Например, известно что, обращаясь к собранию молодых социалистов в цюрихском Народном доме на собрании швейцарской рабочей молодёжи 9(22) января 1917 года с докладом о революции 1905 года, Ленин говорил следующее:

«Нас не должна обманывать теперешняя гробовая тишина в Европе. Европа чревата революцией. Чудовищные ужасы империалистской войны, муки дороговизны повсюду порождают революционное настроение, и господствующие классы - буржуазия, и их приказчики - правительства, все больше и больше попадают в тупик, из которого без величайших потрясений они вообще не могут найти выхода.

Подобно тому, как в России в 1905 году под руководством пролетариата началось народное восстание против царского правительства, с целью завоевания демократической республики, так ближайшие годы как раз в связи с этой хищнической войной приведут в Европе к народным восстаниям под руководством пролетариата против власти финансового капитала, против крупных банков, против капиталистов, и эти потрясения не могут закончиться иначе, как только экспроприацией буржуазии, победой социализма.

Мы, старики, может быть, не доживём до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодёжь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, что она будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции» [Lenin, v.30, p. 327 - 328].

А в официальной биографии Ленина, подготовленной Институтом марксизма-ленинизма, об этом эпизоде пишется так, будто бы Ленин предвидел ближайшее наступление революции, поскольку говорил молодым социалистам: «Нас не должна обманывать теперешняя тишина в Европе. Европа чревата революцией» [Lenin By, p. 296]. Последняя фраза доклада, а именно: «мы, старики, может быть, не доживём до решающих битв этой грядущей революции», показывающая, что Ленин не ожидал революции в России, ими не приводилась.

К символам коммунистической веры принадлежали канонические портреты вождей и их скульптуры, а также шаблоны стандартных фраз из работ классиков марксизма-ленинизма, которые в виде плакатов висели во всех зданиях, школах и на улицах. В каждом городе советского человека встречал гипсовый памятник Ленину, чаще всего – на вокзальной площади. А в начальствующих кабинетах обязательно должен был висеть либо портрет Ленина, либо портрет Сталина, а ещё лучше – портреты их двоих.

В соответствии с символом коммунистической веры, которая уже определилась к началу 30-х годов ХХ века, Ленин был самым великим человеком всех времён и народов. Именно он принёс народам всей планеты правду, свободу и счастье. Но идеи Ленина искажаются всякими врагами народа, которые хотят восстановления монархии и работают на буржуазию. Единственный человек, который продолжает дело Ленина – это Сталин, его верный друг и соратник. А трудности жизни в Советской стране вызваны происками врагов, с которыми ныне борется Сталин и партия под его мудрым руководством.

В рамках этого символа веры часть люмпен-пролетариата, возомнившая себя после Октябрьской революции художниками, поэтами и писателями, составила основу многочисленных Союзов писателей, композиторов, театральных деятелей и др. Именно эти, малоталантливые, угодливые деятели активно включились в «борьбу» с буржуазией и лгали о буржуинах простому народу в плакатах и в газетах, в театральных постановках и массовых мероприятиях. Они были на передовом плане борьбы за создание этой веры.

Лгали они самозабвенно, с выдумкой, а как же иначе? Речь ведь в 30-е годы шла не о хлебе насущном, а о самом физическом существовании. Если ты «пролетарий умственного труда», «инженер человеческих душ», то должен следовать за партией, вместе с партией и ещё лучше – в первых рядах партии. А это значит, что твоё искусство должно содействовать главной задаче партии, которая в те времена означала формирование такого образа коммунистического вождя любого уровня иерархии: мудрого, умного, доброго, скромного, отзывчивого, живущего исключительно для простого советского народа, но беспощадного к врагам народа. Он окружён врагами, над которыми всегда одерживает победу. Сталин – первый из них, а потому он самый мудрый, самый умный, самый добрый, самый скромный и далее – по списку коммунистических добродетелей.

Те, кто эту установку успешно реализовывал в своём «творчестве», были приласканы властью и получали большие премии, роскошные квартиры, дачи и автомобили. Так, артист Н.И.Боголюбов играл в кино Кирова и Ворошилова, а в театре создавал героические образы честных партийцев, за что и стал лауреатом сталинской премии шесть раз! Лауреатом шести сталинских премий стал и И.П.Копалин – автор пропагандистских военно-документальных фильмов 40-х годов.

Лауреат пяти сталинских премий – другой документалист В.Н.Беляев, - начал своё хождение по сталинским премиям с документального фильма «Линия Маннергейма» о советско-финской войне. По фильму получается, что финны только и делали, что мечтали о нападении на Советский Союз. Для этого они и построили оборонительную линию Маннергейма в ста километрах от советской границы, «планируя обрушить эту железобетонную мощь на нашу страну». Как можно железобетонные укрепления, построенные в ста километрах от границы, обрушить на СССР – об этом знали только авторы фильма. Но, как следует из фильма, гениальный Сталин предугадал эти замыслы и разбил финских захватчиков на их территории. В этом насквозь лживом и пафосном фильме есть и правда: морозы стояли сорокоградусные, а показанные в хронике советские солдаты в основном были одеты в осеннее обмундирование – кирзовые сапоги, красноармейки (будёновки) и железные каски, поскольку из-за беспомощности системы управления зимнее обмундирование до войска долго не доходило.

Известно, что финны в этой войне потеряли убитыми 26 тысяч человек и ранеными – 40 тысяч человек. Потери Советского Союза были большими: убитыми 81 тысяча человек, пропавшими без вести – 14 тысяч человек (то есть – погибло 95 тысяч человек), ранено и обморожено 248 тысяч человек (в осеннем-то обмундировании да в сорокаградусный-то мороз!). Но как следует из фильма сталинского лауреата В.Н.Беляева, захват финской территории советскими войсками сорвал замыслы тех империалистических стран, которые хотят развязать войну с СССР. Поэтому, как следует из фильма, молодец Сталин, что захватил территорию чужой страны – отодвинул границу с СССР на 140 километров. Кстати, точно также сегодня считает и нынешний министр культуры России В.Мединский, доктор политических наук и член Высшего совета политической партии «Единая Россия».

Художник В.П.Епифанов также пятикратный лауреат сталинских премий. И начал он их получать после написания картины «Незабываемая встреча» (взаимные приветствия Сталина и женщин, собравшихся в Большом Кремлёвском дворце на совещание жён хозяйственников и инженеров тяжёлой промышленности) на которой молодая женщина вручает цветы И.Сталину, а вокруг этой центральной композиции живописно расположились, радостно улыбаясь, Калинин, Молотов, Ворошилов, Будённый, Микоян… А другую сталинскую премию он получил за картину «Сталин, Ворошилов и Молотов у постели больного Горького». Правильно понял товарищ Епифанов установки партии и правительства!

Не найти в списке лауреатов Анну Ахматову или Бориса Пастернака, но зато С.П.Щипачёв получил сталинскую премию в размере 100 000 рублей за поэму «Павлик Морозов». И как он мог её не получить, если в поэме звучат такие слова:

«Много обид он помнит,
Но было обидней всего,
Когда при матери дома
Отец кричал на него:

«Уйди, коммунист, зараза! -
За галстук хватал на груди. -
На этом ошейнике красном
Вздёрнут ещё, погоди!»

Написал бы Б.Пастернак роман «Семён Будённый» и стал бы лауреатом сталинской премии. Нет же! Взял и написал «Доктор Живаго»! И подвергся остракизму Союзом писателей. Причём на съезде люмпен-писатели, осуждая Б.Пастернака, говорили с трибуны: «Я лично роман Пастернака не читал, но, как и все советские писатели, осуждаю его!» Кстати, в 2014 году после выхода кинофильма А.Звягинцева «Левиафан», который как раз и описывает нравы современной люмпен-номенклатуры в России, был проведён опрос россиян об их отношении к этому фильму. 70% опрошенных ответили, что сами они фильм не видели, но фильм осуждают. Не правда ли, интересная параллель?

Образ великого Сталина – верного ученика и сподвижника Ленина, - создавался и вколачивался в головы людей, особенно - молодёжи, которая познаёт мир по учебникам, художественной литературе, песням и фильмам. И «вбили» в мозги нового советского поколения сказку о добром Сталине, да так, что до сих пор в современной России существуют разные общества с названием типа: «Наш Сталин», изучающие «наследие» вождя.

Проще всего обман ложится на незатуманенное сознание молодых людей, а потому массированная ложь обрушилась на мозги советских детей. Образ доброго дедушки Ленина лепили люмпены от искусства как в Москве, так и во всех республиках. Привирать было можно, но только если это облагораживало образ нового коммунистического «святого – мученика». Советские поэты среди этих деятелей были первыми: В.Маяковский, М.Светлов, С.Михалков, Н.Тихонов, М.Исаковский, В.Инбер, Д.Бедный, С.Маршак и др. [Poems about].

Например, А.Т.Твардовский пишет стихотворение «Ленин и печник» [Twardowski], где рассказываются небылицы о жизни Ленина в Горках – идёт Ильич по полю один, да случайно зашёл на поле печника. Отругал печник Ленина. А потом через месяц-другой приходят военные за печником домой, забирают его молча из избы и везут в Горки, как оказалось - чинить печь. А старик уж и с жизнью распрощался. Глядь, а там возле печи и сам Ленин сидит. Узнали они друг друга. А Ленин-то - добрый, поблагодарил печника за работу, да ещё чаю с ним попил… Известно, что Ленин не любил охраны, и время от времени старался скрыться от охранников в тех же самых Горках, чтобы побыть немного одному, но это ему практически никогда не удавалось. Вот, основываясь на этом факте, и родилась стихотворная сказка.

Борис Стругацкий в романе «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» так писал об этом: «Ты уже готов лизать им жопу, Алексаша! Ты созрел. Но ты не понимаешь, что этого ещё мало. Они любят, чтобы ты не просто лизал им жопу, они любят, чтобы ты делал это С НАСЛАЖДЕНИЕМ!» [Strugatsky, p. 244]. Советские фантасты братья Стругацкие как никто другой знал, как можно было в СССР стать придворным писателем. Те, кто это делал, были приласканы властью. Другие были делать это по принуждению, чтобы просто выжить. Так, стихи о Ленине писал и Б.Пастернак [Poems about], но читать их невозможно, поскольку они были «вымучены» необходимостью, а не поэтическим вдохновением.

Старые большевики из люмпен-пролетариев шли впереди писателей и публиковали «воспоминания», опираясь на которые в дальнейшем реализовывала свои творческие усилия пишущая братия. Вот, Г.Кржижановский написал для детишек книжку «Шу-шу», а там и рассказ о том, как «в трудные, голодные годы Владимиру Ильичу часто присылали подарки. Иногда их приносили деревенские ходоки.

- Неудобно, знаете, отказаться, - с застенчивой улыбкой говорил он, - от души присылают, обижаются, когда отсылаю обратно.

Посылки Владимир Ильич обычно отправлял в детские дома или угощал товарищей тем, что ему присылали» [Krzyzanowski, p. 26].

О важности кино для советской власти ещё при жизни говорил сам В.И.Ленин. И именно в кино символы коммунистического верования проявились наиболее ярко и доходчиво.

Вот, например, фильм «Ленин в Октябре» (1937 год, не цензурированная версия). Первые же кадры фильма. Едет Ленин на паровозе из Финляндии в Петроград делать революцию, и говорит рабочему Василию, охранявшему его: «Первым делом – встреча со Сталиным». Враньё! Никакой роли Сталин в это время не играл в революционном Петрограде. Основные революционные действия осенью 1917 года осуществлял Петроградский Совет, возглавлявшийся Троцким. Но в фильме уже на следующий день Ленин встречается со Сталиным и «четыре часа продолжалась их встреча» - гласят жирные титры на экране. И так по всему фильму – где Ленин, там его верным помощником и защитником выступает Сталин.

А сцена заседания большевистского ЦК, когда решался вопрос о вооружённом восстании? На фоне стоящих позади Ленина «апостолов» коммунистической власти Сталина, Дзержинского и Свердлова, возмущаясь против позиции Каменева и Зиновьева, которые предлагали дождаться созыва Учредительного собрания, Ленин почему-то приплетает к этой компании ещё и Троцкого, хотя именно Троцкий и делал до прихода Ленина в Смольный всё для скорейшего вооружённого захвата власти Петроградским Советом. А потом Ленин говорит буквально такие слова:

- И совершенно прав товарищ Сталин, говоря, что нам нельзя ждать! Предложения Троцкого, и Каменева с Зиновьевым – это полный идиотизм. Или полная измена!

Опять обман - Сталин чаще всего молчал на таких заседаниях, а Троцкий не был заодно с Каменевым и Зиновьевым накануне Октябрьского восстания!

Все после заседания расходятся, только Ленин совещается со Сталиным, обнимая его напоследок. После этого Сталин допрашивает рабочего Василия о том, как устроен быт Ильича, тепло ли, сыт ли? И даёт указания беречь дорогого Ильича.

А когда через некоторое время Ленин добирается с Василием до Смольного, появляется на экране заставка: «И ленинский план вооружённого восстания начал осуществляться». Сразу за этим – кадр: в центре стол с картой, Сталин показывает пальцем на карту, явно давая указания, Дзержинский по телефону эти указания передаёт.

В Смольном Ленин то и дело ходит в обнимку со Сталиным или просто – везде появляется в его сопровождении.

И на трибуне Съезда в конце фильма, когда Ленин говорит о свершившейся революции, рядом с ним чуть позади и справа стоит Сталин – тень, верный ученик, соратник. После окончания речи Ленин, под шум бурных продолжительных аплодисментов, вытягивает вперёд в приветствии правую руку и замирает, слушая аплодисменты, и тут в кадр входит Сталин и становится слева позади от вождя. Так фильм и заканчивается – Ленин, а после него – Сталин.

Дешёвые, но эффектные приёмы. Ложь, конечно, но с их помощью у зрителя складывается полное ощущение того, что революцию делали Ленин и Сталин.

После «разоблачения культа личности» эти кадры были вырезаны из фильма.

А вот другой фильм «Человек с ружьём» (1939 год, не цензурированная версия). Как в нём показаны Ленин и Сталин?

На питерском заводе, где ремонтируют бронепоезд, в сторожке у печурки сидят матрос с рабочим и едят отварную картошку в мундире. Открывается дверь и заходит Ленин с охранником, а за ними – Сталин:

- Вот привёз вам Ильича! – Говорит Сталин рабочему и вместе с Лениным садится за стол есть картошку. А заодно они ведут беседу о ситуации на заводе, причём Сталин всегда уточняет вопросы и ответы Ленина, или утверждает их: «правильно!» – верный ученик, да и только.

Или фильм «Незабываемый 1919 год». Он посвящён первому походу белогвардейцев на Петроград весной-летом 1919 года. И здесь сплошные «передёргивания» и обман.

Например, Ленин узнаёт о наступлении белогвардейцев на Петроград по телефону и о решении Смольного об эвакуации Петрограда. Руководил тогда большевиками Питера Г. Зиновьев, поэтому складывается впечатление о том, что именно Зиновьев хочет сдать Питер белым. Не было этого никогда. По свидетельству Троцкого такой план зрел в голове у Ленина во время второго, осеннего наступления на Петроград, но Троцкий отстоял ту точку зрения, что город нужно защищать. А во время первого наступления положение было куда спокойнее. И как дружно отмечают историки – именно партийные организации Питера сыграли решающую роль в защите города от белых.

Дальше – больше. Поговорив по телефону со Смольным, Ленин сокрушённо заявляет:

- Сталин, теперь только Сталин!

И точно – Сталин едет в Петроград и наводит там порядок, попутно разъезжая на бронепоезде, гоня взашей белых и не обращая никакого внимания на взрывы снарядов, ложащихся рядом с поездом. При этом он смело глядит вперёд, высунувшись из окна бронепоезда, даже не оглядываясь на ложившиеся рядом снаряды и не обращая внимания на свист пуль. Картина!

Пересказывать подобные опусы с многочисленным обманом и подтасовкой фактов нет смысла. Просто посмотрите кинокартины того времени – «Великий гражданин», «Первая конная», «Выборгская сторона», «Клятва», «Если завтра война» и т.д. Вся эта ложь про Сталина как нельзя лучше формировала веру в его непогрешимость.

А после «развенчания культа личности Сталина» все эти фильмы, художественные произведения и картины подверглись тщательному цензурированию – видоизменялись символы веры: Ленин – мудрый, гениальный и величайший, принёс всему человечеству счастье и свободу, и советский народ строит новое коммунистическое общество с невиданными доселе благами для трудящихся. А Сталин? А Сталин допустил перегибы в ленинской политике, но благодаря мудрости коллективного ума Политбюро ЦК КПСС, эти перегибы были в основном ликвидированы, и строительство коммунистического общества продолжается ударными темпами, несмотря на отдельные недостатки.

9. Диктатура люмпен-пролетариата как всеобщее явление ХХ века

Вы можете написать мне письмо прямо с сайта (отсюда).