Теория конкуренции

Мои основные научные результаты в теории конкуренции опубликованы в следующих работах:

  1. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000. 537 с.
  2. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. СПб.: Изд-во ДНК, 2003. 352 с.
  3. Светуньков С.Г., Киндеева В.Н., Салихова Я.Ю. Сегментный подход и переориентация теории конкуренции / Под ред. С.Г. Светунькова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 147 с.
  4. Инновации, конкуренция и предпринимательство / Под ред. С.Г. Светунькова.  СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 114 с.
  5. Светуньков С.Г. Основы теории многоуровневой конкуренции и её инструментальная база // Современная конкуренция, 2017, том 11, № 6 (66). С. 5 – 27.
  6. Светуньков С.Г. Многоуровневая конкуренция и её математические модели // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. №1. С. 51-61.
  7. Светуньков С.Г. Теория многоуровневой конкуренции. М.: URSS, 2019. 304 с.

Ниже представлены очень кратко главные научные результаты.

  1. Таблично-балансовая модель структуры конкурентного рынка

Наиболее распространённый показатель, характеризующий рыночную власть фирмы, это объём продаж (покупок) отдельной фирмы в общем объёме продаж (покупок) на рынке. Удобнее всего использовать не абсолютные показатели, а относительные — доли продаж (покупок) в общем объёме продаж (покупок) на рынке.

Обозначим долю продаж товара i-м производителем (i=1,2,3,… m) j-му посреднику (j=1,2,3,… n) как qij. Очевидно, что с позиций j-го посредника как покупателя этот объём qij есть не что иное, как объём закупок товара j-го посредника у i-го производителя.

Если собрать данные по этим продажам-покупкам для всего рассматриваемого рынка по всем его участникам, то общую ситуацию на рынке можно представить в виде таблицы размером n х m, включающую данные о долях продаж-покупок на рынке в целом и о том, сколько и кому продал каждый производитель (Светуньков С.Г. Теория многоуровневой конкуренции. М.: URSS, 2019. 304 с. ).

Воспользуемся правилом — номер участника (продавца или покупателя) определяется его рангом в общем объёме продаж (покупок) на рынке, а именно: первый номер получает участник рынка с максимальной долей объёма продаж (закупок), второй номер получает участник рынка с максимальной после первого долей объёма продаж (закупок) и т.п. Иначе говоря, в таблице представлены проранжированные по долям объёмов продаж-покупок товара участники рынка и номер участника в таблице означает одновременно номер его ранга по показателю объёма совершаемых на рынке торгов.

Данные, представленные в таблице 1, открывают широкие возможности для анализа конкуренции на оптовом рынке.

Итоговые числа, находящиеся в последнем столбце и в последней строке таблицы, есть те самые числа, на основании которых и диагностируется уровень конкурентной борьбы на рынке современными методами, например, наиболее часто используемым индексом Херфиндаля-Хиршмана. Для производителей он будет представлять собой сумму квадратов чисел последнего правого столбца таблицы 1, а для посредников — сумму квадратов чисел последней нижней строки этой таблицы.

Такое структурно-табличное представление конкурентного рынка позволяет получить множество инструментов для исследования конкуренции. Что было получено мною в разные годы?

2. Индекс максимальной доли.

Сразу же после публикации этого индекса в книге «Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000. 537 с.» он «пошёл гулять в народ» без ссылки на автора.

В чём его смысл? Всё очень просто. Если рынок равномерный и доли его участников равны друг другу, то их средняя арифметическая будет равна этим долям. Сама средняя арифметическая долей всегда будет равна \(1/n\).

Обозначим максимальную долю на рынке (то есть, долю того участника рынка, который является самым крупным из них) через \(d_{max}\).

Если рынок равномерный, или приближающийся к нему, то разность \((d_{max}\)\( -1/n)\) будет равна нулю или очень близка к нему. Если же рынок высококонцентрированный, то эта разность будет далека от нуля и будет близка к единице. При монополии среднюю арифметическую следует брать равной нулю.

Тогда индекс максимальной доли:

\(I_{s1}\)=\((d_{max}\)\( -1/n)\)/\((d_{max}\)\( +1/n)\)

будет равен единице в случае монополии и равен нулю в случае абсолютно равномерного рынка.