Теория предпринимательства

Из современных российских учёных, занимающихся теорией предпринимательства, наиболее погружённым в эту тему я считаю своего брата Максима Геннадиевича Светунькова.

Из своих же публикаций по экономике предпринимательства основной публикацией я считаю учебник, написанный совместно с О.Б.Пономаревым:

О.Б.Пономарев, С.Г.Светуньков. Экономика и предпринимательство. СПб.: Издательство «Левша — Санкт-Петербург», 2015. 631 с.

Так что в нём вы прочитаете основные идеи, которые являются результатом нашего с О.Б.Пономаревым совместного многолетнего труда.

А теперь о моих научных результатах в теорию предпринимательства.

Многие отечественные учёные считают, что предпринимательство и бизнес — это одно и то же. Это не так. Люди, которые занимаются самостоятельным бизнесом (бизнес-персоны), могут быть четырёх типов:

  1. Ремесленник или самозанятый,
  2. Предприниматель,
  3. Капиталист,
  4. Рантье.

Ремесленник доволен своим бизнесом и не использует чужой труд. Предприниматель трудится сам и нанимает на работу других людей. Он сконцентрирован на каком-либо производстве (товаров или услуг). Капиталист — это бывший предприниматель или его потомок, объектом деятельности которого являются только деньги (капитал). Он зарабатывает деньги деньгами. Рантье же и вовсе не работает. Он доверяет управление своим капиталом кому-то другому, а сам живёт за счёт дивидендов от этого.

Но такое представление о предпринимателе будет не полным. А. Маршалл, а за ним Й. Шумпетер писали о том, что потомки предпринимателей практически никогда не становятся предпринимателями. Но не объяснили — почему?

Я это объясняю тем, что любой предприниматель — это человек недовольный своим экономическим и социальным положением в обществе. Он — маргинал. И ничего плохого в слове «маргинал» нет. Я тоже в настоящее время маргинал, поскольку мне не нравится моё экономическое положение в российском обществе. Профессор должен получать существенно большую зарплату, чем ту, которую сегодня установили Президент РФ и Правительство РФ.

Будучи маргиналом, предприниматель отрывается от своего социального слоя и устремляется в более высокий социальный слой и на время становится люмпеном. И в этом слове нет ничего обидного — любой человек, оторвавшийся от своего социального слоя, а к другому социальному слою пока не прибившийся, является «люмпеном».

Как только предприниматель своим трудом и с помощью заработанных средств попадает в желаемый ему социальный слой и достигает искомого экономического благосостояния, он перестаёт быть предпринимателем как таковым. Он становится либо капиталистом — и работает с деньгами, либо становится рантье — оставаясь собственником созданного им бизнеса, он поручает руководство им другим людям (наёмным менеджерам), а сам вращается в том социальном слое, к которому стремился и живёт за счёт дивидендов.

Поэтому предприниматель – это люмпен, который продвигается по каналу социальной мобильности в высшие социальные слои общества с помощью зарабатывания материальных богатств посредством организации самостоятельного бизнеса – на свой страх и риск.

Потомки предпринимателя обеспечены всем. Они не являются маргиналами и не стремятся покинуть тот социальный слой, к которому они принадлежат. Поэтому они и не становятся предпринимателями — на что и обратили внимание классики экономики.

Все другие представления о предпринимателе — от лукавого.