Теория предпринимательства

Из современных российских учёных, занимающихся теорией предпринимательства, наиболее погружённым в эту тему я считаю своего брата Максима Геннадиевича Светунькова.

Из своих же публикаций по экономике предпринимательства основной публикацией я считаю учебник, написанный совместно с О.Б.Пономаревым:

О.Б.Пономарев, С.Г.Светуньков. Экономика и предпринимательство. СПб.: Издательство «Левша — Санкт-Петербург», 2015. 631 с.

Так что в нём вы прочитаете основные идеи, которые являются результатом нашего с О.Б.Пономаревым совместного многолетнего труда.

А теперь о научных результатах в теории предпринимательства, которые были получены совместно мною и О.Б.Пономаревым.

Многие отечественные учёные считают, что предпринимательство и бизнес — это одно и то же. Это не так. Люди, которые занимаются самостоятельным бизнесом (бизнес-персоны), могут быть четырёх типов:

  1. Ремесленник или самозанятый,
  2. Предприниматель,
  3. Капиталист,
  4. Рантье.

Ремесленник доволен своим бизнесом и не использует чужой труд. Предприниматель трудится сам и нанимает на работу других людей. Он сконцентрирован на каком-либо производстве (товаров или услуг). Капиталист — это бывший предприниматель или его потомок, объектом деятельности которого являются только деньги (капитал). Он зарабатывает деньги деньгами. Рантье же и вовсе не работает. Он доверяет управление своим капиталом кому-то другому, а сам живёт за счёт дивидендов от этого.

Но такое представление о предпринимателе будет не полным. А. Маршалл, а за ним Й. Шумпетер писали о том, что потомки предпринимателей практически никогда не становятся предпринимателями. Но не объяснили — почему?

Мы это объясняем тем, что любой предприниматель — это человек недовольный своим экономическим и социальным положением в обществе. Он — маргинал. И ничего плохого в слове «маргинал» нет. Я тоже в настоящее время маргинал, поскольку мне не нравится моё экономическое положение в российском обществе. Профессор должен получать существенно большую зарплату, чем ту, которую сегодня установили российским профессорам Президент РФ и Правительство РФ.

Будучи маргиналом, предприниматель отрывается от своего социального слоя и устремляется в более высокий социальный слой и на время становится люмпеном. И в этом слове нет ничего обидного — любой человек, оторвавшийся от своего социального слоя, а к другому социальному слою пока не прибившийся, является «люмпеном».

Как только предприниматель своим трудом и с помощью заработанных средств попадает в желаемый ему социальный слой и достигает искомого экономического благосостояния, он перестаёт быть предпринимателем как таковым. Он становится либо капиталистом — и работает с деньгами, либо становится рантье — оставаясь собственником созданного им бизнеса, он поручает руководство им другим людям (наёмным менеджерам), а сам вращается в том социальном слое, к которому стремился и живёт за счёт дивидендов.

Поэтому предприниматель – это люмпен, который продвигается по каналу социальной мобильности в высшие социальные слои общества с помощью зарабатывания материальных богатств посредством организации самостоятельного бизнеса – на свой страх и риск.

Олегу Борисовичу Пономареву в этом определении не нравится слово «люмпен» и, помимо того, он считает, что движущим мотивом предпринимателя является стремление к личной свободе. Эти расхождения в наших взглядах незначительные, и каждая точка зрения имеет право на существование — ведь чем выше предприниматель поднимается по социальной лестнице, тем больше свобод он приобретает.

Наше определение предпринимателя всё объясняет.

Потомки предпринимателя обеспечены всем. Они не являются маргиналами и не стремятся покинуть тот социальный слой, к которому они принадлежат (по Пономареву они обладают всеми желанными личными свободами). Поэтому они и не становятся предпринимателями — на что и обратили внимание классики экономики, но не смогли объяснить.

Все другие представления о предпринимателе — от лукавого.

Вместе с О.Б. Пономаревым мы придумали модель жизненного цикла предпринимателя. Ниже представлен рисунок этой модели.

Модель жизненного цикла предпринимателя

Интерес представляет точка 3 этой модели. О.Б.Пономарев предложил назвать её точкой бифуркации, а следующие после неё возможные траектории — аттракторами. Каждый аттрактор назван именем того или иного предпринимателя.

Например, аттрактор Мак Дака — это путь известного дядюшки Скруджа Мак Дака из мультипликационного сериала «Утиные истории». Он продолжает зарабатывать деньги (он движется вправо по оси капитала), но забота о сохранении капитала занимает всё больше и больше его времени, тем самым уровень свобод уменьшается — он не свободен от собственного богатства.

Аттрактор Абрамовича назван именем отечественного миллиардера, ставшего таковым за счёт активной дружбы в 90-х годах ХХ века с семьёй Б.Ельцина и использования административного ресурса во время ельцинской приватизации. Став супербогатым человеком (капиталистом) он часть своего богатства потратил на удовлетворение своих потребностей — купил футбольный клуб «Челси», купил остров в Средиземном море и роскошный дворец на нём, купил супер дорогую яхту и т.п. Он лишается части своего капитала, но, покупая себе дорогостоящие «игрушки», освобождается от собственных комплексов и приобретает тем самым новые личные свободы.

О других аттракторах вы можете почитать в нашем с О.Б. Пономаревым учебнике.