4. К чему стремиться?

Поскольку в современной России усилиями люмпен-номенклатуры и, возглавлявших их Б.Ельциным и В.Путиным создано общество компулисионизма (несправедливое общество с неравномерным распределением благ на основе принуждения), то здесь есть несколько путей исправления ситуации.

Возвращение к государственному социализму, обществу, которое было построено в СССР под диктатурой люмпен-пролетариата, это путь ошибочный и тупиковый. Это общество всеобщего дефицита и социального неравенства.

Поэтому есть два ближайших от российского компульсионизма варианта трансформации общества к более справедливому обществу.

Первый вариант — социальный капитализм. Второй вариант — кооперативный социализм.

Разберём более подробно каждый из этих вариантов для того, чтобы выбрать наилучший. Но, прежде, чем это сделать, вспомним ту самую модель социальной эволюции общества, которая была изложена в книге «Теория диктатуры люмпен-пролетариата».

Вкратце она такова. В любом обществе имеется социальное неравенство, приводящее к тому, что в нём имеются разные социальные слои, находящиеся на разных уровнях социальной иерархии. В каждом таком слое есть люди, которые вполне удолветворены своей принадлежностью к этому слою. Их всё устраивает. Это — обыватели.

Но неравенство приводит к тому, что многие представители социальных «низов» не довольны своим положением в обществе. Они чувствуют себя чуждыми этому социуму и считают, что достойны лучшей участи и хотят принадлежать другому социуму. Это — маргиналы. Такие готовы продвинуться вверх по социальной лестнице (социальному лифту) и попасть в желаемый ими социальный слой, но не всегда это может быть реализовано.

Те маргиналы, которые решились всё-таки покинуть свой социальный слой и решили перейти в другой, порывают со своим базовым слоем и устремляются в неизвестность. Такие люди являются люмпенами. Это слово придумал К.Маркс, исходя из германского слова «обрывок».

После того, как люмпены преодолевают входные барьеры в новый социум и становятся его членами, их недовольство своим социальным положением сводится к нулю, напротив — они всем довольны, а потому становятся обывателями в новом слое.

Так описывается социальная эволюция любого общества — от обывателя к маргиналу, от маргинала к люмпену, а от люмпена — к обывателю. Более тщательно эта модель описана в книге «Теория диктатуры люмпен-пролетариата», поэтому останавливаться на этой модели здесь я не буду.

Принципиально важным в этой модели социальной эволюции является этап, когда человек в обществе становится люмпеном. Что он делает для того, чтобы продвинуться по социальному лифту и попасть в тот высший социальный слой, к которому он стремится? Здесь есть такие возможности:

  1. Наняться в услужение к власти и стать слугой властьимущих (или одного властьимущего), тем самым пополняя ряды одной из патримониальных сетей власти. Затем, оказывая патрону необходимые услуги (в том числе и с нарушением закона), и заслужив тем самым его благоволение, продвигаться по служебной лестнице всё выше и выше, постепенно включаясь в тот социум, в котором он хочет жить.
  2. Использовать для продвижения в верхние социальные слои инструмент развития собственных знаний и совершенствовать свои профессиональные навыки — заниматься науками, искусствами и иными видами культурной и инженерной деятельности. Это значит — непрерывно трудиться над собой и своим трудом продвигаться по социальной лестнице пропорционально уровню своей компетенции и мастерства.
  3. Понимая, что определённые социальные слои, в которые стремится люмпен, формируются из людей с высоким достатком, работать над повышением своих доходов. Чаще всего это — предпринимательская деятельность: создание собственного бизнеса, с помощью которого предприниматель увеличивает имеющийся у него капитал и личное благополучие, а с помощью увеличивающегося капитала обеспечивает себе продвижение по вертикали социальных отношений в тот социальный слой, который ему наиболее желателен.

Из этих трёх основных инструментов предпринимательство представляет интерес с позиций понимания того общества, к которому следовало бы стремиться России.

Дело в том, что любой предприниматель начинает свой бизнес, используя для этого оригинальную бизнес-идею. Это не значит, что это — что-то совершенно новое, нет. Это значит, что он делает то, что до него никто вокруг не делал или делал недостаточно хорошо и в недостаточных количествах.

Предприниматель не может создавать бизнес по производству никому не нужных вещей. В этом случае он разорится. Поэтому он своим бизнесом обязательно удовлетворяет какие-то пока ещё неудовлетворённые потребности, производя дополнительные, а зачастую и новые экономические или социальные блага.

Как видно, разнообразие производимых в обществе благ определяется активностью предпринимательской деятельности в этом обществе. Чем больше предпринимателей, тем большее количество благ производится в этом обществе.

США, например, создавались как государство со свободным предпринимательством, ограничения на деятельность которого минимальны. Здесь самый быстрый путь от маргинала и люмпена до крупного собственника. Не случайно, что именно в этой стране максимально больше количество миллионеров. И это общество с самым разнообразным количеством экономических и социальных благ.

В том случае, когда предприниматели конкурируют друг с другом, они в этом соперничестве пытаются найти такие инструменты, чтобы с их помощью получить максимально возможные прибыли. Главным инструментом победы в конкурентной борьбе между предпринимателями является инновации. Более того, производство нового товара — это по сути создание нового рынка с одновременным занятием монопольного положения на нём. А любая монополия — это сверхприбыли.

Таким образом, создавая новый продукт или услугу, предприниматель тем самым получает сверхприбыли. Он выигрывает конкурентную борьбу, ускоренно накапливает свой капитал и увеличивает личное богатство, в результате чего его путь в новый высший социальный слой становится быстрым и лёгким.

Другие предприниматели через некоторое время присоединяются к производству этого нового товара, тем самым превращая монополию в олигополию, а в последующем и вовсе — в чистую конкуренцию.

При этом общество получает всё большее количество нового продукта или услуги и разнообразие жизненных благ общества и их обилие увеличиваются.

Предприниматели делают жизнь общества разнообразнее и увеличивают его благосостояние.

Общество при этом, конечно же, должно следить за конкуренцией и жёстко пресекать возможности долговременных монополий.

Что представляет собой предпринимательская деятельность с позиций социалистического и коммунистического учения? Предприниматель нанимает людей и привлекает капитал, посредством чего организует новое производство и получает прибыль. Это — эксплуатация наёмного труда. Эксплуатация человека человеком. Значит, в обществе кооперативного социализма предпринимателю не место. В этом обществе прибыль делится пропорционально труду, а не капиталу. Предпринимателям в таком обществе не место. А если у человека есть ярко выраженные предпринимательские способности, которые он не может реализовать? Они трансформируются в деловые способности — такие люди становятся руководителями социалистических кооперативов. Но они, в отличие от предпринимателя, не могут рисковать — решения в кооперативе принимаются большинством голосов, а не единолично.

В таком обществе предпринимательская инициатива гаснет. А это означает, что количество производимых благ и их разнообразие будет меньше, чем в обществе с социальным капитализмом. Это общество будет развиваться активно и быстрее и общество с кооперативным социализмом проиграет конкурентную борьбу.

Социальный капитализм предполагает разнообразие форм собственности. В нём уживаются капиталистические формы организации (прибыль делится пропорционально вкладу), предпринимательская активность (большинство предпринимателей стремится стать капиталистами), социалистические кооперативы и индивидуальные ремесленники, а также сильная государственная экономика.

Область деятельности государственной экономики — это естественные монополии и социальная сфера.

И в этом обществе социального капитализма органы государства не полностью формируются капиталистами. Влияние народа на формирование власти уже ощутимо, но ещё не превалирует.

Значит, Россия должна стремиться к этому обществу — социальному капитализму.