3. О формах распределения благ

В экономической теории разделяют два вида благ: частные блага и общественные блага. Рассмотрение сути этих двух групп благ поможет нам разобраться в формах общественного обустройства. Но, прежде всего, определим каждый из этих двух видов благ.

Под частными благами понимаются те товары и услуги, которые являются объектом обмена. Под общественными благами понимаются те товары и услуги, которые представляются индивидууму государством и его институтами.

Частные блага, которые являются предметом обмена, будем называть «экономическими благами», поскольку большая часть из них является результатом обмена. Здесь всё понятно. А что представляют собой социальные (общественные) блага?

Любой индивидуум (кроме Робинзона Крузо) существует в обществе, которое неким образом иерархически организовано. Создание таким образом организованного общества и поддержание его функционирования требует некоторых затрат и согласия на то со стороны членов общества. Затраты  на функционирование такой структуры, в современном мире принимающей форму государства, покрываются главным образом за счёт налогов, а согласие членов общества достигается либо насилием и принуждением над ними со стороны организации и его руководителей, либо добровольным согласием граждан. У граждан, реорганизовавшихся в некоторое общество, появляются  новые возможности за счёт принадлежности к этой организации, или, возвращаясь к терминам экономической теории – новые блага. Эти блага будут являться общественными благами, которые чаще всего называются «социальными благами».

К основному такому социальному благу относится безопасность, включающая в себя защиту граждан от внешних угроз и от противозаконных действий со стороны других граждан страны. Сюда же относится и охрана здоровья гражданина.

Помимо защиты и представления безопасности, к числу важнейших социальных благ относится и возможности удовлетворения желания в развитии личных способностей индивидуумов.

И удовлетворяется это желание возможностями, представляемыми гражданину многоуровневым образованием, условиями для занятия науками и искусствами, возможностями по развитию физической культуры и реализации таланта в других направлениях человеческой деятельности.

Эти и подобные им социальные блага представляются гражданам в двух формах:

1) бесплатно для всех граждан за счёт средств государственного бюджета и благотворительных обществ и

2) платно для граждан за их же счёт либо за счёт организаций, в которых они работают.

Наличие второго вида социальных благ, а именно – платных благ, — и обеспечивает в обществе неравенство в распределении социальных благ.

Чем меньше средств государственного бюджета направляется на оплату социальных благ, тем больше личных средств граждан направляется на платную форму удовлетворения социальных потребностей и тем сильнее уровень социального неравенства в обществе. В современной России, например, сокращаются расходы бюджета на здравоохранение и в результате здоровыми могут быть только те граждане, которые имеют относительно высокие доходы и которые способны заплатить за платные медицинские услуги, оказываемые в государственных и в частных клиниках. Здоровье нации в целом ухудшается.

Поэтому чаще всего экономическое неравенство (богатые и бедные) генерирует в обществе неравенство социальное.

Как было показано в разделе «О справедливости, равенстве и неравенстве» , экономическое неравенство может быть совершенно справедливым, поскольку характер и интенсивность труда в разных направлениях деятельности человека различны. Но экономическое неравенство обязательно генерирует неравенство социальное в том случае, когда социальные блага представляются обществу не столько государством, сколько частными лицами и организациями. Такое общество нельзя назвать справедливым. И ярким примером такого общества служит сегодня США.

Не случайно президент США (до 2017 года) Барак Абама пытался уменьшить социальное неравенство в американском обществе, перераспределяя средства государственного бюджета на социальные нужды, увеличивая долю государства в общей совокупности социальных благ. Он пытался сделать американское общество более социально ответственным. Сменивший его на этой должности бизнесмен Дональд Трамп отменил социальные программы своего предшественника, поскольку являлся сторонником американского понимания «свободы» и «справедливости» — каждый имеет возможность заработать в обществе сам, а потому те, кто этого не делает, являются бездельниками, и работающим американцам нет смысла содержать их.

Чем больше средств государственного бюджета направляется на расширение количества и качества общественных благ, тем меньше в обществе доля платных социальных благ и тем самым менее ощутимым становится в обществе социальное неравенство. В конечном итоге при высочайшем уровне государственного финансирования социальных благ, когда представление альтернативных частных социальных благ становится экономически не выгодным (из-за отсутствия спроса на них), в обществе наступает социальное равенство.

Как видно, именно варианты распределения экономических и социальных благ в государстве становятся той совокупностью показателей, по которым можно судить о справедливом или несправедливом обществе.

Для рассмотрения возможных типов общества воспользуемся перекрёстной классификацией, используя два критерия – степень равномерности распределения частных (экономических) благ и степень равномерности распределения общественных (социальных) благ. 

Экономические и социальные блага могут распределяться неравномерно, могут распределяться по труду (пропорционально заработной плате), а могут распределяться равномерно (всем поровну). Чисто теоретически возможно всего девять вариантов типов общественного устройства (табл. 1).

Табл. 1. Типы общественного строя в зависимости от характера распределения экономических и социальных благ.

Если блага распределяются неравномерно, то это означает, что они присваиваются 1) с использованием силы или только угрозой насилия или 2) в силу имущественного или сословного права. Тогда основную часть благ присваивают себе власть имущие, а другие граждане получают доступ к ним по остаточному принципу.

Случай, когда блага распределяются пропорционально затраченному труду, очевидно, означает, что общество оценивает трудовой вклад каждого в производство экономических и социальных благ, после чего каждому доступна та часть благ, которая соответствует его доли в общем объёме труда на производство совокупных благ.

И последний случай распределения – равномерный, — когда все блага распределяются каждому в таком же количестве и качестве, как и другим членам общества вне зависимости ни от каких факторов. Всем поровну!

Первый тип общества, представленный в таблице, – это общество экономического и социального неравенства. Этот тип общества был безальтернативным с самого начала зарождения общества и до середины XIX века – до момента возникновения социализма и коммунизма как новых учений об обществе. Это были последовательно сменявшие друг друга рабовладение, феодализм и капитализм. Компульсионизм, иначе говоря (от латинского перевода слова «принуждение»).

Это неравномерное распределение как экономических, так и социальных благ могло держаться и держится до сих пор только на принуждении – физическом или моральном давлении меньшинства на большинство. Для этого власть использовала и использует разнообразную систему рычагов подавления мнения большинства – полицейские силы, религиозное освящение власти, ссылку на традицию, массовую пропаганду незыблемости и могущества существующей власти через СМИ и т.п.

Второй тип общества предполагает распределение экономических благ по труду, а социальные блага распределяются неравномерно. Распределение экономических благ по результатам труда, означает, что в таком обществе нет влияния капитала. Значит, в нём нет частной собственности на средства производства и нет финансового капитала. А это — обязательное условие социалистических отношений. Социализм, как известно, это общественная собственность на средства производства. Все остальные определения — от лукавого.

Но в рассматриваемом обществе социальные блага распределяются не по труду, а неравномерно. Это может быть в ситуации, когда в обществе имеется социальное неравенство и это социальное неравенство генерирует неравномерное распределение социальных благ. Именно социальное неравенство, как я показал, возникло в условиях диктатуры люмпен-пролетариата. И именно в этих условиях социальные блага люмпен-пролетарии, ставшие люмпен-номенклатурой, перераспределяли в свою пользу.

Возьмём для примера самое главное социальное благо – защита жизни и свободы гражданина. В первые же годы Советской власти ещё во времена Гражданской войны люмпен-пролетарии во власти присвоили себе право неподсудности – арестовать члена большевистской партии можно было только с разрешения самой власти. Социальная защищённость верхушки и абсолютная незащищённость всех остальных – это типичное свойство сталинских времён. В последующие годы это неравенство было несколько смягчено, но оно всегда оставалось во все времена советской власти. Люмпен-номенклатура всегда имела другие социальные возможности — право на жизнь (охрана), право на охрану здоровья (правительственные поликлиники, больницы и санатории), право на отдых (лучшие квартиры в лучших районах городов, правительственные дачи и пансионаты) и т.п.

В этом социалистическом обществе проповедовалось экономическое распределение по труду, которого, конечно же, не было в полном объёме из-за отсутствия в достаточном количестве самих экономических благ, но, тем не менее, неравномерность распределения экономических благ в СССР и странах социалистического лагеря была наименьшей среди всех стран мира. Люмпен-номенклатура, конечно же, снабжала себя экономическими благами в первую очередь, а руководимый ею народ – в последнюю очередь). Но всё-таки, уровень зарплат определял и уровень доступности ограниченных экономических благ.

Отношение трудовых доходов самых высокооплачиваемых граждан страны по сравнению с трудовыми доходами низкооплачиваемых граждан было относительно невелико. Так децильный коэффициент дифференциации в СССР в 1968 г. составил 2,7. Он представляет собой отношение совокупного дохода 10% богатейшего населения общества к совокупному доходу 10% беднейшего населения. Значит, доходы самых богатых граждан СССР были чуть более, чем в два с половиной раза больше доходов самых бедных граждан. К концу существования СССР этот коэффициент немного повысился, но всё равно не достиг величины 3.

Для справки. Сегодня в России этот коэффициент составляет величину примерно 16.  Так что в СССР действительно был один из самых низких уровней экономического неравенства и экономическое неравенство формировалось в зависимости от характера труда граждан. Это был государственный социализм в том смысле, как его сформулировали левые социалисты XIX века – без частной собственности на средства производства.

Для следующего типа общественного строя, представленного в таблице 1, экономические блага распределяются равномерно, а социальные блага – неравномерно. В истории человечества такого строя не было, но модели общественного обустройства такого типа имелись. Это — монастырский коммунизм. Именно его К.Каутский называл одной из «предтеч современного коммунизма».

Монастырским уставом определяется равномерное распределение имеющихся экономических благ. Это называется «нестяжательством». Едят все монахи одинаковую пищу за одним и тем же столом. Носят одну и ту же одежду, отличающуюся разве что внешними атрибутами в зависимости от социального статуса. А вот социальное неравенство здесь есть и ощутимое.

Во главе монастыря стоит Наместник. Он, кстати, может питаться за отдельным столом не со всей братией и на столе у него может быть совсем другая еда, чем у братии, но сейчас не об этом. Наличие отдельного стола не столько показатель неравномерности распределения экономических благ, сколько показатель социального неравенства.

В монастыре есть разные по социальному статусу чины: помощник Наместника; духовник; казначей; благочинный; эконом; ризничий; келарь; заведующий канцелярией и т.п. Социальные блага распределяются пропорционально этим чинам.

И даже в, казалось бы, социально однородном сообщество простых братьев монахов есть социальное неравенство: монах, рясофорный монах (инок) и новоначальный (послушник).

Почему я говорю о социальном неравенстве? Хотя бы потому, что, например, Новоначальному (послушнику) при встрече с  Наместником, а также «с братиями в священном сане следует брать благословение; прочим насельникам приветствие можно выражать поясным поклоном».

Переходим теперь ко второй строчке таблицы.

Распределение социальных благ по труду, а экономических благ неравномерно (сначала по владению капиталом, а затем по труду) означает наличие в таком обществе частной собственности на средства производства, и получение владельцами таких средств производства прибыли и дополнительной части экономических благ. Значит, это капитализм. Но доступность социальных благ всем трудящимся — по труду это социалистический принцип распределения. Следовательно, такое общество можно называть социальным капитализмом.

Такое общество сегодня формируется в странах Северной Европы — Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии.

Второй вариант, когда распределение как экономических, так и социальных благ осуществляется исключительно по труду, является социализмом. Но формируется он не за счёт того, что вся собственность является общегосударственной, а за счёт того, что вся собственность кооперирована: принадлежит не частникам и не государству, а гражданам, объединившимся в кооперативы. «Общество цивилизованных кооператоров» — так об этом писал в одной из своих последних работ В.Ленин. Тем самым он признал правоту «ренегатов» — европейских социалистов типа Каутского и Бернштейна, которые обосновывали кооперативный социализм ещё в то время, когда Ленин был ярым сторонником огосударствления фабрик, заводов и земли. Это — справедливое общество, поскольку распределение благ осуществляется пропорционально труду каждого.

Последний третий вариант распределения социальных благ по труду в таблице обозначен при одновременном абсолютно равномерном распределении экономических благ — всем поровну! Я назвал этот вариант общественного обустройства как сциентический коммунизм. Почему так?

Сциентизм – это такое направление социальной философии, в которой утверждается, что во главе всего общественного управления стоит знание, наука. Это философское направление полагает научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.Это — общество высших научных достижений. Это то общество, в котором наука и технология столь высоки, что с их помощью осуществляется ровно такое производство экономических благ, которое потребно каждому гражданину общества вне зависимости от его роли в системе общественного производства. Конечно же, это утопическое общество. Такого ещё не было и вряд ли когда будет. И при этом сохраняется социальное неравенство: учёным — особый почёт и уважение; героям освоения далёких планет — особый почёт и уважение… Тогда, в силу особой важности труда этих и им подобных профессий, их социальное обслуживание (медицинское обслуживание, участие в общественных мероприятиях) будет осуществляться в первую очередь, то есть — по труду.

В книжках некоторых фантастов есть элементы такого будущего. Примерно таким будущее понимали и братья Стругацкие.

Последняя строчка таблицы. В ней социальные блага доступны каждому члену общества вне зависимости от его экономического положения и социального статуса. Но экономическое неравенство обозначает неравный доступ к тем экономическим благам, за которые приходится платить самому. А поскольку эта неравномерность вызвана наличием частной собственностью на средства производства и частнособственническим характером присвоения прибыли, то это — капитализм. Но — «капитализм с человеческим лицом». Вне зависимости от того, в какой семье и кем ты родился, ты в таком обществе обладаешь одинаковыми социальными правами — ходишь в тот же детский сад, что и отпрыск миллионера, учишься в школе, в которую ходят и отпрыски миллионеров, можешь учиться в лучших университетах мира, если на это способен. И тебя будут в больнице или поликлинике обслуживать те же врачи, которые обслуживают миллионеров и президентов страны. Это — капиталистический социализм, здесь социалистического больше, чем капиталистического.

Предпоследняя строчка таблицы даёт нам равнодоступный вариант распределения социальных благ, а экономические блага распределяются пропорционально труду. Вот это как раз тот вариант общественного обустройства, который является чистым социализмом. Здесь экономические блага распределяются каждому члену общества пропорционально его трудовому вкладу в объём производства этих благ, а уровень экономического развития государства столь велик, что социальная сфера является общедоступной — общество всеобщей справедливости, да и только!

Последний девятый вариант общества – это когда и экономические блага, и социальные блага равнодоступны всем гражданам. Этот тип общества давно имеет общеизвестное название – это коммунизм. И это тоже общество всеобщей справедливости.Об экономической возможности формирования такого общества я писал в первом параграфе «Капитализм, социализм и коммунизм«, поэтому на этой форме общественного строя я здесь останавливаться не буду.

Получается, что есть несколько вариантов общественного обустройства, которое может считаться справедливым.

Первым из них является общество кооперативного социализма. На втором уровне социальной справедливости находятся два общества — сциентический коммунизм и чистый социализм. А последним типом общества всеобщей справедливости является коммунизм.

Здесь не место рассуждать о возможности или невозможности коммунизма как такового. Важно, что от государственного социализма СССР мог двигаться в сторону кооперативного социализма. Но не получилось. К кооперативному социализму двигаются развитые европейские страны и, в первую очередь страны Северной Европы.

И только Россия стремглав возвращается к обществу экономической и социальной несправедливости — компульсионизму в форме дикого капитализма.