Кто такие люмпен-пролетарии?

Основным элементом теории люмпен-пролетариата, является «люмпен-пролетариат».

Для того, чтобы понять суть такого социально-экономического явления, как наличие в обществе люмпен-пролетариев, следует ознакомиться с тем, как в любом обществе происходит социальная эволюция.

Совокупность индивидуумов, которых объединяют некоторые близкие социальные отношения, составляют социальные группы. Социальных групп много, к ним, например, можно отнести группу анонимных алкоголиков. Но нас интересуют социальные группы, которые образуются в обществе в силу существующего в обществе экономического неравенства, например группы бедняков, средний класс и богатые. Как видно, все эти группы находятся в некоторой иерархии – группы высшего уровня, группы среднего уровня и т.п.

Основу каждой из социальных групп общества составляют люди, довольные своей причастностью к социуму. Таких людей назовём «обыватели». Ничего зазорного в таком названии нет – эти люди довольны жизнью и таким людям можно только позавидовать, поскольку их жизнь тиха и размерена и, в определённом смысле, счастлива.

Но в каждой социальной группе есть и те, кто не доволен своим положением в обществе, не доволен своим социальным статусом и считают, что по своим способностям и другим характеристикам они должны принадлежать к более высокому социальному слою. Поэтому они всей душой желают покинуть свою социальную группу и социальное окружение, в котором находятся. Это – маргиналы. Степень недовольства маргиналов своим положением создаёт потенциал для их продвижения по социальному лифту (от низшего социального слоя к высшему социальному слою) – чем сильнее это недовольство, тем выше желание у маргинала сорваться с насиженного места и устремиться в новый социум.

Маргинал может реализовать свои устремления, трансформируя недовольство своим социальным статусом, передвигаясь в другие социальные слои. Чем ближе он к заветной цели, тем меньше накопленный ранее потенциал недовольства. А попав в желаемый социальный слой, маргинал и вовсе перестаёт быть маргиналом и становится обывателем.

В тот момент, когда маргинал покидает свой социум, он становится элементом асоциальным – не принадлежащим ни к какому социальному слою. У него, конечно же, остаётся часть прошлых социальных отношений. У него, без сомнения, появляются и новые социальные отношения с другими людьми, но эти отношения весьма слабые, неустойчивые и потому в этот переходный период бывший маргинал становится асоциальным элементом. Как назвать этого бывшего маргинала, человека, «повиснувшего» в межгрупповом социальном пространстве? Как назвать этого «оторву»? Немецкое слово Lumpen как раз и означает – обрывок, лохмотье, поэтому такого человека и можно назвать «люмпеном».

В научный обиход понятие «люмпен» оно было введено К.Марксом в сочетании со словом «пролетариат» — «люмпен-пролетариат». В книге «18 брюмера Луи Бонапарта» Маркс определяет всех тех, кого он относит к люмпен-пролетариату. Это: промотавшиеся кутилы сомнительного происхождения и с подозрительными средствами существования, авантюристы из развращённых подонков буржуазии, бродяги, отставные солдаты, выпущенные на свободу уголовные преступники, беглые каторжники, мошенники, фигляры, лаццарони, карманные воры, фокусники, игроки, сводники, содержатели публичных домов, носильщики, писаки, шарманщики, тряпичники, точильщики, лудильщики, нищие, «словом, вся неопределённая, разношёрстная масса, которую обстоятельства бросают из стороны в сторону и которую французы называют la boheme».

Но люмпен-пролетариат это только одна из разновидностей сложной группы асоциальных элементов, которых мы определили как люмпенов. Человек поневоле может стать люмпеном, не проходя стадию маргинала, когда войны или природные катаклизмы разрушают привычную среду обитания человека, разрушают основу его экономической жизни и отрывают его от привычного социального слоя, порывать с которым человек вовсе не собирался. Он становится асоциальным элементом просто потому, что он был вынужден бежать от террористов ИГИЛ в Европу, где нет привычного окружения и где никто его не ждёт.

Именно это движение: маргинал – люмпен – обыватель, и составляет основу социальной эволюции любого общества. Чем свободнее общество, тем активнее в нём протекают эти процессы социальной эволюции; чем авторитарнее общество, тем слабее в нём социальная эволюция. В США, например, социальная эволюция ощутимая, а в Северной Корее она застыла.

Каждый из люмпенов должен жить за счёт чего-либо. Доходы, на которые существует люмпен, и позволяют классифицировать их по группам. Доходы люмпенов могут быть легальными или нелегальными. К легальным способам существования люмпенов можно отнести два основных:

— первый — это заработки с помощью предоставления обществу своего низкоквалифицированного труда. Так живут люмпен-пролетарии.

— второй – это собирание пустых бутылок, поиск вещей и еды на свалках отходов, попрошайничание и т.п. Это – нищие.

Нелегальные способы существования люмпенов также можно свести к двум основным:

— первый – это воровство, жульничество и шарлатанство, грабёж и разбой и т.п. Этим занимается криминалитет.

— второй – это революционная деятельность и проповедничество.

Революционеры и проповедники действительно существуют за счёт случайных заработков,как и люмпен-пролетарии. Но в отличие от люмпен-пролетариев, они продают за деньги свою идею и мечту о светлом будущем. Эту мечту у них покупают в форме добровольных пожертвований представители тех слоёв, которым существующая власть мешает нормально жить. Делают это маргиналы из высших слоёв общества. Но зачастую революционеры прибегают и к банальному грабежу (экспроприация).

Поскольку люмпен-пролетариям нечего терять, то они всегда вместе с другими люмпенами и маргиналами находятся в первых рядах любого протестного движения. Чем больше люмпенов в обществе, тем более высока вероятность того, что найдётся какой-либо лидер из революционеров и бунтарей, за которым пойдут остальные люмпены, круша и уничтожая всё на своём пути.

Поскольку существенная часть люмпен-пролетариата — это относительно молодые люди, то помимо нигилизма, присущего юности, им присуща и неустойчивость мировоззрения. Они легко становятся носителями всякого рода «передовых идей», в том числе и реакционных по своей сути. Уверовав в эти идеи, они становятся их фанатами до тех пор, пока не появится ещё более сильный лидер с другой «передовой идеей», восприняв которую, они становятся уже её фанатами.